на главную
новостиигрыкабинеткитворчествокостюмсклад Ролевые игры в ЧГ о насссылкифорумыгостеваяфотоальбомкарта сайта

И Г Р Ы

КЕЛЬТИКА: Дуб, Терновник и Ясень
Пакеты информации и правил по регионам
См. также Общие правила

Уэльс. Арберт, крепость Дэва и Финнангарро.


Краткая справка

Я – ветер на море,
Я – волна в океане,
Я – капля росы,
Ястреб на скале,
Я – прекрасный цветок,
Я – озеро на равнине...
Кто сотворит долины пахарям?
Кто созовет стада для жилищ Уэльса,
Кто объявит место захода солнца,
Кто сплетет знаменитую песнь?
Песня ветра не станет ли песней меча...

Травы волнуются под руками ветра. Травы бегут, словно вода с холмов вниз, разбиваясь в предгорьях о серые скалы. Здесь ветер и травы – дома. Им не нужны короны и титулы, войны и проклятия – мудрость земли и сила жизни правят Уэльсом. Здесь стоят крепости, в которые может зайти каждый и дома, в которые не ведут двери, и замки, которые появляются лишь в полдень, и поляны, открывающиеся лишь в полночь... Это Уэльс. Он слишком древен, что бы быть немощным. Он слишком велик, что бы быть величественным. Эта земля никогда не была землей одного короля и вот почему...

Материал пополняется.


Игротехнические подробности жизни валлийцев

Течение жизни

Христиане в Уэльсе
Материал ожидается


Старая вера

Тянется пламя к руке, тянется ветер на волю.
Помни о ком эта песнь, помни о чьей она доле.
Был я и чашей, и сном, был и птенцом, и наградой,
Был я и пеплом, и ртом, был и юнцом, и балладой.
Север был домом моим, юг не встречал меня брагой.
В небе оставил я след, в небо ушел я бродягой.
Древние легенды, старые баллады.

Жди, крестьянин, бард постучит в твою дверь и споет о подвигах предков и богов. Ждите, король и его гости, на пиру сладких строк из уст оллама (pencerdd’а у кельтов Уэльса).

Жди, воин, мудрого суда филидов (vates), жди, воин, их песен, когда корабли врагов подойдут к твоим берегам и урожай станет скуден.

Жди, король, слова древних законов, которые произнесет твой друид в года бед и радости. Помни, король, воин и крестьянин, кто возносит славу богам и знает прошлое и будущее.

Не обходи древние Рощи стороной, но и не нарушай покой праздным любопытством.

Желай и не желай своему ребенку участи познать все тайны мира, познать весь страх и всю красоту открывшихся знаний.

Помни своих богов и древние законы, хранящиеся в Рощах.

Помни, без кого обряд Белтайна превратится в пустое славословие и пир.

Помни и не страшись...


Боги и религия кельтов
Источник сведений - «Мабиногион», то бишь валлийские сказания, и все, что еще по этому поводу написано.

Помните, мир для кельтов был живой. За каждым деревом могла быть дриада, а каждый чужак мог быть эльфом. Множество опасностей подстерегало людей. Единственной защитой их были ритуалы и амулеты и обереги. Амулеты могли передаваться по наследству и быть даром от друида и друга. Оберегала кельтов также особая вышивка, с правильным рисунком, по краю одежды, либо просто на рукавах и вороте. Лишь наиболее сильные и мудрые могли позволить себе обходится небольшим количеством амулетов. Говорят, главные друиды обходятся вообще без них, но мало ли что люди болтают...

Слишком мало дошло до нас имен богов кельтов Уэльса. Очень мало мы знаем и о том, что они из себя представляли. Поэтому часть имен богов – те, что сохранил Зеленый Остров.

Бадб (The Badb, Bodb). Ирландская (кельтская) богиня войны. Вместе с богинями Маха (Macha (Nemain)) и Морриган она составляет троицу неистовых богинь войны. Во время сражений Бадб часто принимала форму вороны; известна как Badb Catha, «ворон войны». Она часто принимала участие в битвах, влияя на их результат. Ворон так же был связан и с Морриган. Часто одну из этих богинь, обыкновенно Морриган, можно было видеть после битвы на полях сражения, подбирающую мертвых воинов.

Бригитта (Brigit, Bridget, Brighid, Brigindo). Ирландская (кельтская) богиня животворящих сил природы и плодовитости, покровительница кузнецов, поэтов и врачей. Символизировалась белым лебедем. Она приходится дочерью Дагда. Бригитт - жена Бреса, короля богов. Если Дану – мать богов, то Бригитта – жена, символ плодородия полей и обилия лесов и рек. Она – богиня филидов. Ее праздник - Имболк, проводился 1 февраля.

Бран. Сын Лира, божество бардов и поэзии.

Брес (Bres). Божество плодородия и сельского хозяйства.

Эпона (она же Боанн (Boann) в Ирландии). Богиня щедрости и плодовитости; её символом является священная белая корова. Боанн приходится женой Hехтану (водное божество). Отцом ее сына Энгуса был Дагда. Желая скрыть их связь от Hехтана, Боанн и Дагда заставили солнце замереть на девять месяцев, так, что Энгус был зачат и рождён в один и тот же день.

Гофаннон. Бог-кузнец кельтов Уэльса. По традиции вместе с Кредне и Лухта образовывает триаду т.н. «богов ремесла». Также известен эль его производства; по слухам, вкусивший его получает бессмертие.

Пуйл (pwyll) (он же Дагда (Dagda, Dagde, Dagodevas) в Ирландии). Бог земли; божество-отец. Его жена - богиня Морриган. Его атрибутами является бездонный котел изобилия и арфа, с помощью которой он управляет годовым циклом. Дубина Дагда может как уничтожать, так и восстанавливать жизнь. Дагда выступает в мифах в качестве великого воителя и искуснейшего ремесленника. Так же как и Огма – бог-друид, но менее специализирован на этом. Или, скажем, более всеобщ...

Диан Кехт (Dian Cecht). Бог-врачеватель. Переводы имени: «Быстро идущий» или «власть», «могущество». Диан Кехт приходится богу Лугу дедом.

Донн (Donn). «Тёмный», Господин Мёртвых. В его дом отправляются после смерти. Бог, живущий в Аннуине, но показывающий свой лик смертным. Ассоциируется с полной Луной (лик Донна).

Кредне. Бронзолитейщик. Вместе с Гофанноном и Лухта составляет триаду «богов ремесла».

Ллир (Лер, Лир) (Llyr, в Ирландии – Lir). Божество моря. Вместе со своим сыном Мананнаном Ллир ассоциируется с «островами блаженных» (Эмайн Аблах), раем, располагавшимся за морем далеко на западе. У кельтов Уэльса он назывался Гвалес.

Луг (Lleu, в Ирландии – Lugh). Юный бог Луг носил прозвище Самилданах, что означает «Многоискусный», и был покровителем всех искусств и ремёсел. Также его культ был связан с плодородием. Праздник бога ЛугаЛугназад (либо Ламмас (Lammas)) (1августа) отмечался ярмарками, свадьбами и весёлыми гуляниями. Атрибутом Луга является его копьё Ассал, после броска волшебным образом возвращавшееся в руки своего владельца. По преданию это копьё добыли Лугу «три бога ремесла». Животные Луга - ворон и рысь. Названия таких европейских городов, как Лион (Лугундум), Лейден, Лондон образованы от его имени. На самом деле, он не просто бог искусств и ремесел. Его культ тесно связан с культом Солнца. Как полная луна – лик Донна, так Солнце – лик Луга. Луг – великий воин, один из величайших у богов. Мудрец и знаток всего на свете, всех ремесел, тайных знаний и воинских навыков. Один из любимейших богов у кельтов. Предлагаю все-таки называть этого бога Луг, хоть кельты Уэльса его именовали по другому. (Есть мнение, что у кельтов Уэльса Лугу соответствовал персонаж по имени Гвидион).

Лухта. Бог-плотник. Вместе с Кредне и Гофанноном упоминается в числе «трёх богов ремесла».

Маннанан. Сын бога Ллира. Его культ связан с морской стихией. В традиции «конями Мананнана» называются морские волны. Мананнан искусен в изменении формы и сведущ в магических знаниях. В его честь назван остров Мэн.

Маха. Один из трёх аспектов тройки богинь-фурий (См. Бадб, Морриган).

Морриган (Morrigan). Кельтская богиня войны и смерти, способная принимать образ вороны. Её культ был связан с иногда пугающими аспектами женского начала. Морриган - жена Дагда. Будучи одним из аспектов тройственной богини войны, Морриган в мифах часто стирает окровавленные одежды и снаряжения воина, которому вскоре суждено умереть.

Нудд (Ноденс, Hуаду). Бог, чьё имя предположительно переводится как «Собиратель облаков». Это божество хорошо известно у кельтов Уэльса и Британии под именами Hудд и Hоденс; связывалось с культом воды и источников.

Огма (Ogma). У галлов тот же самый бог именовался Огимем (Ogmias). Огма - великий воин. Его оружие – дубина. Однако, также Огма - божество мудрости, поэзии, тайных знаний и красноречия. Ему приписывается изобретение письменности друидов, названной в его честь «Огамическим письмом». Огма, так же как и Дагда – бог друидической мудрости.

Дану (Danu, Donwy, Dyfrdonwy (от dyfr - вода), Trydonwy). Дану считается матерью Дагды. В более ранней форме это имя звучит как Ану, Мать Вселенной. Великая богиня, тройственная, как только не называли ее. Мать богов и вселенной. Все – есть она, и она есть во всем. Великая и легендарная даже среди самих богов. Какие бы слова не возносили в честь других богов, часть этих слов всегда относится к ней. В Уэльсе ее эквивалент – Дон.


        Обряды
        Если я скажу, что кельты не могут шагу ступить без обряда, я не намного погрешу против истины. Крупные на праздники и мелкие в повседневности, напоминающие нынешние суеверия (откуда, например, взялась современная привычка стучать по дереву и прочие). Повседневные ритуалы – часть жизни, без них ни шагу.
        Если я скажу, что страшнейшим наказанием для кельта было отлучение от проведения обрядов и жертвоприношений, то вряд ли я уж так сильно отойду от канонов.
        Далее приведены некоторые сведения по ряду обрядов, точнее, по внутреннему смыслу производимых действий и необходимым атрибутам.

        Похоронный обряд.
        Огонь и вода – две силы, два начала. То, откуда мир пришел, то куда уйдет в конце цикла и то из чего мир возродится заново. Земля – мать всего, что рождается и умирает, что питает и питается само.
        Погребальные ладьи часто плыли по рекам в годы войны, погребальные костры пылали по берегам. Курганы и дольмены великих королей почитали, как почитали места захоронения древних героев и богов.
        Когда не было времени ни на подготовку дров для костра, ни на постройку ладьи, ни на подготовку кургана, хоронили в земле, вырывая яму.
        Мест погребения боялись, особенно ночью, в часы, когда мир не-людей становился особенно близок. Но на местах погребения мифических личностей строили города, ибо считалось, что лежащий там сможет защитить «своих» жителей от бед.
        Особенно, торжественно хоронили вождей и героев. В погребальные костры и курганы клали вещи покойного, еду и животных. Может, считалось, что это поможет ему в пути.
        Римляне считали кельтов жестокими варварами за то, что вместе с умершим хоронили живых людей, его близких и людей. Но римляне не знали, что для кельта смерть – всего лишь середина пути. Не знали, что великий герой после смерти мог попасть в Гвинфид – мир света и радости. Не знали, что этот воин мог привести с собой тех, кто, добровольно жертвуя жизнью, шел за ним.
        Торжественно хоронили и торжественно пировали затем. Пировали без особого веселья, но и не плача. Пировали, чтобы отвести смерть и отпустить души.
        Символикой того мира из деревьев были яблоня и орешник. Поэтому они фигурировали в обряде. Также считалось, что тот, кто почует запах яблонь – близок к смерти.
        ...Тело перед погребением омывали в реке. Затем, по окончании погребения следовало оплакивание и похвальное слово умершему, на месте слагавшееся друидом (или филидом). Далее следовали cluithi cainteach, или погребальные игры: «Похоронили сына короля Ульстера, вырыли ему могилу, положили камень, и герои Ульстера справили по нему погребальные игры».
        Далее...

«Когда он достиг места, называемого Форрах, в Уи Мак Кнаисе в Миде, Фиахта умер от ран. Ему вырыли могилу, положили камень, справили по нему погребальные игры, и имя его было написано огамическим письмом. Заложников, которых он привел с Юга, живьем погребли вокруг его могилы, дабы люди Мунстера всегда несли на себе этот позор и были побеждены. И каждый человек произносил: och, och, когда его живым предавали земле. «Это для for uch вырыли они могилы», говорили они все. «Пусть же имя им будет «Форрах», – сказал друид...»
Франсуаза Леру «Друиды».

        Свадебные обряды.
        На усмотрение игроков. Аналогия со славянскими обрядами, с праздником на все поселение.
        Брак носил значения контракта между семьями и редко носил форму брака-похищения, такой брак считался как бы низшим по отношению к браку-договору, каждая из семей что-то отдавала другой (в большинстве случаев семья невесты отдавала саму невесту с приданным). Как и свадьба, сватовство представляло собой сложный ритуал с наигранной «враждебностью» семьи невесты и препятствиями на пути к ней. Часто эти препятствия были в виде загадок, которые жениху следовало отгадать, или в виде поэтического поединка. Загадки были не очень сложны, но достаточно ритуальны и специфичны.
        Свадьбы сопровождались шуточными соревнованиями и поединками, а так же угощениями на всю деревню, если, конечно, это могли себе позволить.
        Согласие родителей было часто важнее, чем согласие самих брачующихся. Хотя в некоторых районах Уэльса и Ирландии, преимущественно на юге, девушка сама могла выбрать себе жениха, и при этом ее не ограничивали в размере приданного.


        Праздники
        Большие праздники делили год на восемь частей, за которыми стоял известный сакральный смысл. Точнее всего известный, естественно, только друидам.
        Круг жизни завершался за 360 дней, оставшиеся пять – дни вне времени, вне круга Абред (см. «Миры»). В эти дни нужно быть особенно осторожным. В эти дни эльфы, как и на Самайн, чаще всего приходили в мир людей, но вместе с ними приходило и все злое и недоброе к людям, живущее вне людского мира.

        Имболк (Imbolc)
        Праздновался 1-го февраля. Делил зимнюю половину года на зиму и весну. Очистительный праздник (префикс «imb-» и «folc», «ливень»). Справлялся после тягот и скверны, после того как зима достигла своего апогея:

«Отведать всякой пищи по порядку, – вот, что следует делать в Имболк; – омыть руки, ноги, голову, – так я говорю».

        Как и всегда зажигались очистительные костры. Друиды возносили славу богам, особенно, Бригитте. Имболк считается ее праздником, поэтому проводили обряды, направленные на будущее плодородие полей и лесов. На Имболк девушки гадали на суженного, боясь увидеть в глади озера не любимое лицо, а могилу.

        Бельтайн (Beltane)
        Праздновался 1-го мая. Первый день лета. Открывает собой наступление летнего периода, и предписания относительно его исправления были просты:

«Я говорю вам, особенный праздник, – богатства Бельтайна – это пиво, капуста, сладкое молоко – молоко створоженное на огне».

        Известен широким кругам, в основном, несколько другими обрядами. Ибо больше, чем все иные праздники, связан с плодородием. Уж кельты-то знали, каким способом можно добиться большей урожайности земли. К празднику относится и известная песня «Зеленые рукава». Верили, что тот кто «позеленит» рукава королевы, сам станет королем. Но как узнать ее лицо среди сотен покрытых красками и закрытых лиц...

        Лугнасад или Ламмас (Lughnasadh, Lammas)
        Справлялся 1-го августа. Праздник, делящий летнюю половину года на лето и осень. Праздник урожая. Праздник, посвященный Лугу, поэтому связан с солнечным культом, как и большинство из вышеприведенных праздников. Некоторые обряды, совершавшиеся в это празднество, были запрещены христианством:

«Три кражи с помощью предательства, – которые запрещает св. Патрик: – кража быка под ярмом, убиение молочных коров – сожжение хлевов, убиение первенца (естественно скота)».

        Празднование обеспечивало урожай хлебов и обилие молока. Это можно было попросить у богов на основном ритуале. Как и во многих других обрядах, непременным атрибутом его были костры, возжигаемые друидами.

        Самайн (Samhain)
        Праздновался 1-го ноября. Первый день зимы. Празднество длилось семь дней, отмечавшихся играми, обильными пиршествами и королевским пиром, на котором отведывали мясо откормленных за год свиней.

«...Рыба, пиво, орехи, колбаса – вот, что положено в Самайн – огонь в веселом стане на холме, – сбитое молоко, хлеб и свежее масло».

        В этот праздник сюзерену платили подать и приносили дары. Особе значение этого праздника было в собраниях королей, вождей и народа. В ту же ночь друиды возжигали огонь, что сопровождалось запретом, под страхом смерти, зажигать какой-либо другой огонь прежде огня короля. Ибо тот, кто первым зажжет огонь, станет править на долгие годы. Естественно, на Самайн устраивались веселые пиры и дружественные поединки. Но главным в ночь празднества было то, что он являлся моментом, когда все сверхъестественное устремлялось в мир людей. Самайн являлся своего рода гранью, временем когда Иной мир становился особенно близок к миру людей. Ночью боялись ходить по одиночке и приходить на кладбища. В эти дни особенно реальны становились ситуации, когда твой сосед по праздничному столу вдруг оказывался эльфом или карликом из рода кораниадов.

        Остальные праздники
        Дальнейшие праздники носили более друидический характер, и основную роль там играли именно друидические ритуалы. Это не означает, что в уже перечисленных друиды не принимали участие. Принимали, да еще какое!
        Честно говоря, сведений по ним мало, поэтому нижеприведенные данные не являются истинной в последней инстанции и в праздновании их можно опираться на аналогичные им славянские ритуалы.

        Spring (праздник весеннего равноденствия)
        Праздновался 21 марта.
        Сходен, по сути, и по ритуалу с Autumn’ом, так и тот, и другой – праздники равноденствий. Основной упор на то, что это дни наибольшей гармонии и мира. Можно прощать друг другу мелкие обиды, раздавать ненужные вещи и пр. Основной ритуал на усмотрение друидов.

        Midsummer (праздник летнего солнцестояния)
        Праздновался 21 июня. Кульминация лета. Оно достигло наивысшей точки и дальше пойдет по убывающей. Празднование начиналось с самого утра. Друиды разжигали костер, говорили мудрые слова, и кельты, приходящие к нему, приносили с водой либо полено, либо хворост и дары, дары скорее лесные – ягоды, цветы, орехи и пр. Просили у богов помощи в сборе урожая и большего роста на полях, мира в семье и долгой жизни детям и благодарили богов за дары и пр. В кульминацию праздника, когда солнце занимало в небе высшую точку, сжигали чучело Дубового Короля Лета, и тот, кто зажжет от него заранее принесенную лучину и сумеет донести ее до очага и запалить от нее огонь, обретет счастье, мир и отведет голод од дома.

        Autumn (праздник осеннего равноденствия)
        Праздновался 21 сентября.
        См. Spring.

        Yule (праздник зимнего солнцестояния)
        Праздновался 21 декабря. Праздник более темный, чем Midsummer. Смысл ритуалов в том, что бы годовой круг замкнулся и в дальнейшем день начал расти, и тьма не поглотила бы все окончательно.
        Обряды на усмотрение друидов.

        Некоторые примечания
        Все праздники сопровождались народными гуляниями, поэтическими и прочими соревнованиями.
        Помимо вышеперечисленного, короли и вожди часто устраивали пиры по различным другим поводам. Все зависело от цели, места и личности проводящего, к тому же в каждой деревне могли быть свои поводы и причины для гуляний. Поэтому, мой вам совет – не переборщите. И мое вам напоминание – на Игре сухой закон! Его никто не отменял.
        На время больших праздников прекращались вооруженные конфликты, что не мешало воинам ссориться и драться на самих пирах (это не призыв к действию, а историческая справка!)


        Гейсы
        Назвать гейсы просто табу или запретом нельзя. Они, как и табу были основаны на верованиях и могли налагаться друидами, но могли быть принятыми самим человеком. (Вспомните Кухулина, который не мог есть собачье мясо, так как целой год исполнял функцию собаки, охраняя замок родственника). Часто из-за них человек попадал в положение, когда, выполнив один гейс, он тем самым, нарушал другой. Такая ситуация считалась как бы знаком, символом близкой гибели. (Тот же Кухулин, помимо того, что не ел собачье мясо, не мог пройти мимо очага, не разделив при этом пищи, за что и поплатился...)
        Пример (восемь гейсов одного из правителей Ирландии):

        Гейсы были у ВСЕХ. Так же как и множество амулетов, защищающие своего хозяина от злых духов.
        Гейсы тоже имели функцию защиты от сущностей Иного мира, также как и амулеты. Без них, как и без повседневных мелкий ритуалов (многие из которых сохранились и по сей день, как-то: стук по дереву, не переступание порога, пускание в новый дом кошку и т.п.) не ступали и шагу.

Имена
Морвран (муж.) – крачка.
Авагду (прозв.) – тьма.
Осгар (муж.) – возлюбленный олень.
Руадкон (муж.) – рыжие псы.
Конхенн (муж.) – песьеголовый.
Маккон (муж.) – сны пса.
Марх (муж.) – конь.
Бран (муж.) – ворон.
Рианнон (жен.) – великая королева.
Пуйл (pwyll, муж.) – осторожность, размышление, мудрость.
Придери (муж.) – забота.
Брануэн (жен.) – белая ворона.
Тейрнон (муж.) – великий король.
Блодуэд (жен.) – цветок.
Дилан Эйл Тон (муж.) – Дилан Потомок Волн.

Имена без толкований:
Мужские: Гверн, Араун, Хавган, Гуаул, Манауидан, Ллуид, Касуаллаун, Бенлли, Ллевелис, Эвнисьен, Нисьен, Матолух, Мат, Матонуи, Гильветуи, Амэтон, Лливарх, Гвион Бах.
Женские: Аранрод, Дон, Керидуэн.

Материал продолжает пополняться.


Пространство и время. Календарь друидов.

        Слово «dehau» в валлийском языке обозначает одновременно «низ» и «север», тогда как «gogledd» – вместе и «верх», и «юг». У наблюдателя, стоящего лицом к восходящему солнцу, юг будет находится справа, север – слева, а запад – позади; солнце, проходящее с востока на запад, весь день находится на юге: это светлая половина мира, предоставленная живым, – по крайней мере, не утаенная от них. В течение ночи солнце пребывает на севере: для живых это темная и скрытая половина, обитель мертвых, мифологических существ, героев и богов, – Аннуин. Отсюда идет деление левой и правой стороны, как стороны Иного мира (левая) и светлой стороны (правая). Чтобы уберечься от дурных предзнаменований, нужно поворачивать на право или следовать движению солнца. Левая сторона – сторона смерти и беды. Пусть свадебные процессии обходят деревню по движению солнца, а друзья не оборачиваются к тебе левом плечом перед ответственным делом.
        ...Как рассвет разгоняет тьму, так и пение петухов прогоняет духов и эльфов в их жилища: наша ночь – их день, а наш день – их ночь. Именно ночь – самое благоприятное время для гаданий, ворожбы, бдений по покойнику и рассказывания разных волшебных историй...
        Кельты вели счет времени не днями, а ночами.
        Цезарь писал: «Они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, а за ней день».
        А, согласно Плинию: «Они определяют свои месяцы и годы по Луне, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет».
        ...Подобно тому как сутки делятся на две половины, так и год состоит из лета и зимы. Первое мая знаменует начало лета, первое ноября – начало зимы, и эти два праздника делят год на два сезона по шесть месяцев каждый. Лето – время, когда природа бодрствует, и молодежь обыкновенно стремилась покинуть зимние жилища и уйти на лето вместе со стадами в холмы, леса, долины и пр. После 1 ноября все они возвращались домой и проводили долгие зимние вечера за домашними ремеслами, слушая у очага удивительные истории... В Уэльсе январь называли «темным месяцем»...
        Друиды исчисляли время циклами, в каждом из которых было пять лет. Эти пять лет состояли из тридцати месяцев, дополненных сверх еще двумя – один в начале цикла, а второй в середине. Второй дополнительный месяц делит, таким образом, весь цикл на две равные половины, по два с половиной года каждая. Первая половина года начиналась с Samain, а вторая половина с Beltain. То есть первая половина пятилетнего цикла начиналась с зимы, а вторая – с лета.
        Месяцы года в свою очередь делились на два типа. Шесть – протяженностью тридцать дней – помечались на галльских календарях знаком MAT; другие шесть – протяженностью двадцать девять дней – помечались знаком ANM. Что, соответственно, означало «хороший» и «нехороший». Такие месяцы чередовались друг за другом, но производилась своего рода перестановка, так что первая половина года – ритуально более значимая – и первая половина цикла в целом начинались и кончались MAT-месяцем, а вторые половины годов и циклов начинались и кончались соответственно ANM-месяцем. Таким образом, если исключить дополнительные месяцы, обе половины цикла состоят из тридцати месяцев, образуя, так сказать, по «месяцу месяцев», также разных – MAT и ANM.
        Эта модель видна и в структуре самих месяцев. Каждый состоит из двух частей, в первой из которых дни пронумерованы от первого до пятнадцатого, а во второй – до пятнадцатого или до четырнадцатого в зависимости от длины месяца. Друиды считали свои месяцы с шестого лунного дня, то есть с новолуния, и считалось, что месяц начинается со «светлой половины», а вторую половину считали «темной».

Ночь День
Темная половина месяца Светлая половина месяца
MAT-месяц ANM-месяц
Зима Лето


        Каждый полуцикл при этом состоял из пяти времен года: в одном, соответственно, оказывается три зимы, а в другом – три лета.
        В одной из повестей «Лейнстерской книги» говорится:
        «После того как Дагда поделил все сиды Ирландии между вождями Племен богини Дану, Мак Ок пришел к нему и стал просить у него земли для себя. «Для тебя у меня ничего не осталось, – сказал Дагда, – я уже закончил раздел». – «Тогда разреши мне, – попросил Мак Ок, – провести день и ночь в твоих собственных владениях». Дагда согласился. На следующий день Дагда явился в свой сид и сказал: «Твое время истекло, уходи». – «Нет, я не уйду, – ответил ему Мак Ок. – Ведь день и ночь – это и есть весь мир. И отдал ты мне все, чем владел».
        После этого Дагде пришлось уйти, а Мак Ок по праву занял его сид».


Миры

        ...Есть три круга бытия. Один - круг Пустоты Cylch y Ceugant, где кроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; и это Annwn. Другой круг - круг Перевоплощения Абред, где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит его; и его средоточие - Ynys Prydein. Третий круг - круг Блаженства Гвинфид, где всякое одухотворенное существо рождено жизнью и человек пройдет его в небе; и это Caer Gwydion. Есть три необходимые фазы всякого существования по отношению к жизни: начало в бездне Аннуина, перевоплощения в Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид; без этих трех фаз нет жизни - кроме как у Бога. Есть три последовательности состояния живых существ: состояние унижения в Аннуине, свободы в Абреде, любви и счастья в Hебе. После смерти герой отправляется в Аннуин под власть его Князя. Когда и там заканчивается его существование, он представляет своё новое перевоплощение Гвину маб Hудду (тот может задержать его и изменить), и тогда вновь рождается в круге Перевоплощений. Помимо смерти есть и другие пути в Аннуин. Друид мудростью своей может найти проход туда, где нет ни пространства, ни времени и, миновав Стража, пуститься в своё волшебное странствие по Серым Пустошам. Hо, если мудрый не отправил некогда свой глаз или руку в потусторонний мир, Страж завяжет ему глаза и свяжет за спиной руки, и будет такой мудрец обладать в Аннуине лишь голосом. Может провести человека в Аннуин и магическое создание. Но никто, кроме бога, не может свободно пройти его. Словом, есть одно правило перехода из круга бездны в круг перевоплощений: каков путь в круг, таков и путь обратно...
        Так говорят мудрецы... Что есть Аннуин, где его границы, кто его жители – лишь друиды мудростью своей могут открыть тайные знания.
        Но каждый должен помнить в какие часы и в каких местах истончается грань между мирами, чтобы избежать страшной участи столкновения с неизведанным.
        Эльфы могут увлечь за собой, и покажется тебе, что пробыл ты на их празднике всего несколько часов, а вернешься к заросшим травой развалинам и могилам родных. А можешь прожить. Там годы и десятилетия, а в мире людей не пройдет и нескольких часов.
        Если хочешь попасть ты на волшебные острова Аннуина, если не боишься ты ушедшего времени, если хочешь сам увидеть чудеса народа эльфов – выброси свои карты, не смотри на звезды и не следуй проторенным тропам. Ищи еле заметные следы на траве и еле согнутые ветви деревьев, предоставь свой парус ветрам и забудь о веслах, будь готов искать всю жизнь и не найти, будь готов отыскать вместо величественных дворцов эльфов и яблоневых островов – серую пустыню и сумрачный свет угасающего солнца, вечную темноту...


Ремесла

        Бытовые ремесла
        Обычный предмет быта, будь то одежда или орудие труда, может приобрести необычные свойства, если сделает его, вложив в него душу, настоящий мастер своего дела. Совершенно точно известно, что украшение одежды правильными рунами притягивает удачу или отгоняет болезнь, а другие руны способны принести несчастья... Игротехнические подробности простых волшебных вещей (п.в.в.) известны людям, умеющим с ними обращаться – друидам: филидам, знаменитым мастерам, иногда - бардам. Простые волшебные вещи могут обладать любыми свойствами, какие вы сумеете придумать и оправдать перед мастером-посредником, пользуясь своим знанием естественных наук и мифологии. В спорных вопросах посредник будет обращаться либо к мастеру по магии, либо к мастеру информационной части. На п.в.в. вешается при помощи скотча номерной сертификат с подробным описанием вещи. Вещь считается отчуждаемой. При продаже, подарке или обмене сертификат передается новому владельцу и тут же, в течение минуты, перевешивается на предмет, подходящий по описанию. Если в сертификате указано "зеленые рукава", он не может быть приклеен на синюю штанину. Если сертификат был замечен отдельно от вещи, значит, п.в.в. утратила свои волшебные свойства. Неприкрепленный сертификат или сертификат на предмете, не подходящем по описанию, уничтожается.


Фении, лесные воины. Статус, умения, снаряжение.

По небу бродили свинцовые, тяжкие тучи,
Меж них багровела луна, как свинцовая рана.
Зеленого Эрина воин, Кухулин могучий,
Упал под мечом короля океана, Сварана…

Н. Гумилев.

Довольно сложно говорить о фениях применительно к кельтам Альбиона. Здесь есть несколько сложных моментов. Во-первых, прямого упоминания термина «фении» в отношении кельтских воинов в обозримых источниках не существует. Что, однако, скорее говорит о недолгой памяти источников. Дело в том, что крещение Альбиона происходило в связи с жесткими завоеваниями и, соответственно, ожидать, что дохристианская терминология выживет в этом котле, нереально. Но, и это наше во-вторых, упоминания именно об отрядах героев, обучающих юных воинов и живущих добычей и охотой – есть. И, что самое интересное, в поздних источниках (например, у того же Мэлори) эти воины превращаются в загадочных «некрещеных рыцарей», и населяют многочисленные «таинственные замки» на территории Уэльса, а также просто странствуют целыми отрядами. Так что в отношении фениев мастерам не приходиться так уж сильно грешить против истины...

Статус воина

        Герои и отряды
        Герой – воин, приближенный к богам. Причем настолько приближенный, что разобрать, где заканчиваются боги и начинаются герои, подчас нелегко. Великий Финн – божество или человек? Пулл, чье имя совпадает с именем бога – воин или покровитель воюющих?
        Ответ прост. Если боги для воинов все-таки были далекими, а их забота и покровительство – неслышными, то властность и мудрость ведущего их Героя были несомненны. И фении, сплоченные вокруг Великого Воина, подчиняюсь каждому его слову, как в бою, так и во все иные дни, становились людьми Героя настолько же, насколько были они Людьми Богов.

        Игротехническое описание героя
        Герой, если только существует тримарциспа, полагающая его таковым:

        Тримарциспа
        Для того чтобы стать воином, необходимо пройти обучение в отряде героя. Тримарциспа подразумевает под собой не только отряд фениев – спутников героя, но и воинскую «школу». С Бельтана по Самайн тримарциспа живет в лесах, добывая себе пропитание охотой и войной, проводя все свободное время в учениях. Герой может подвергать своих спутников любым испытаниям, но мастер-посредник оставляет за собой право вмещаться в случае, если испытания будут переходить грань разумного.
        Фении любят устраивать игры меж собой – соревноваться в беге, в прыжках (вспомните знаменитый геройский «прыжок лосося»!), в метании копья и в управлении колесницами. Не возбраняются и учебные бои. Но учебные поединки обычно происходят внутри одной тримарциспы, и со спутниками других героев можно померяться силой или ловкостью разве что на большом празднике, когда король, пригласивший героев на праздник, сам дозволит подобное.

        Воинское посвящение
        Человек получает посвящение в воины только от других воинов в тримарциспе, и сам Герой должен вручить прошедшему испытания воинский ремень и оружие. Кандидата проверяют на выносливость – сможет ли целый день бегать по лесу без устали? Проверяют на ловкость – не растреплются ли его волосы, пока он бегает? На умение отводить удары и на умение наносить удары – словом, многое придется испытать тому, кто решил посвятить себя лесной жизни. Во всех испытаниях мастер-посредник оставляет за собой право вмешиваться в случае, если испытания переходят грань разумного или угрожают здоровью игрока.

        Игротехнические подробности:

Снаряжение воина

        Оружие
        Все оружие снимает один хит. Любое вооружение подлежит сертификации у ВАШЕГО ЛОКАЛЬНОГО мастера. В спорных случаях может помочь мастер по боевке. Фении могут пользоваться следующим оружием:
        Фальката (боевой нож). Общая длина не более 60 см. Диаметр округления лезвия – не менее 1 см, округление острия – не менее 3 см. Материал любой, кроме алюминиевой полосы.
        Дубина. Оружие небогатого ополченца. Цилиндрическая рукоять, снабженная смягчением не тоньше кулака. Вес не более 1 кг. Длина не более 1 м. Двуручный хват бонусов не дает.
        Копье. Основное оружие воина. Длина "лыжная" – рост с поднятой рукой. Смягчение не менее 3 пальцев. Наконечник сниматься с древка не должен. Лезвие из прессованной резины не допускается. Рубящих копий нет.
        Меч. Общая длина не более 90 см. У рядовых фениев встречается чрезвычайно редко. В основном – оружие героев.
        Дротик. Толщина не более большого пальца. Длина не более 1 м. Смягчение не менее 2 пальцев.
        Поясной нож. Кулуарок - нет! Каждый уважающий себя взрослый человек, включая бардов, филидов и друидов, носит нож (не боевой длины) на поясе (не за голенищем и не за пазухой!). Применение этого ножа — на усмотрение владельца. При отборе оружия на входе, поясной нож у любого человека неотчуждаем.
        Щит. Может быть овальным или прямоугольным, ширина не больше 60 см. Железная оковка запрещена.
        Лук. Чаще всего используется для охоты. Натяжение тетивы не более 15 кг. Проверяется динамометром/безменом. Стрелы должны иметь смягчение не менее 2-х см. Мы рекомендуем смягчение из пеночного "плюса", при этом зазор 1-2 см между верхушкой плюса и древком стрелы заполняется любым мягким мусором.
        Праща. Любого вида - от "ложки" и "бича" до обычной ременной. Снаряд - по объему не менее теннисного мяча, темный мешочек "под камень" наполненный тряпками.

        Доспех
        Доспехи бывают из органических материалов, а также кирасы и кольчуги, римское наследие.
        Доспех простой. 1 хит. Произвольная кираса-безрукавка-куртка на весь торс из кожи, кожзаменителя, стеганки – все толщиной не менее мизинца.
        Кольчуга. Не менее чем до пояса и плеч включительно, не более чем до середины бедра и локтя исключительно. 2 хита.
        Шлем. В это время простейшие, кожаные или металлические колпаки. Шлем не дает дополнительных хитов, он необходим сам по себе, и составляет основу воинского снаряжения...

        Амортизация доспеха
        Безусловно, после каждого боя доспех необходимо осмотреть и починить. Игротехнически починка доспеха выглядит так: после боевого столкновения, в котором были сняты доспешные хиты, пострадавший доспех необходимо полностью снять и в течение 10 минут отыгрывать его починку (что и по жизни может оказаться небесполезным).

        Боевые колесницы
        Фении умею вести бой на специальных колесницах. Никто из чужестранцев или белоручек-бриттов не владеет этим искусством! Колесницу нельзя догнать иначе, как на другой колеснице. Остановить ее тоже нелегко – если колесница столкнется с отрядом, ее проще расстрелять из луков, ведь для того, что бы остановить ее, кто-то из пехотинцев должен заплатить жизнью!
        Игротехнически колесница выглядит так: это деревянная рамка в виде буквы «п» на уровне пояса колесничего. Удерживается она на ремне/веревке, привязанном к боковым перекладинам и перекинутом через плечи воина а-ля коромысло. На передней перекладине можно устроить еще одну веревочную петлю – эти «вожжи» помогут вам удерживать колесницу в горизонтальном положении. Если колесница упала – воин не удержался на ней. Напротив, если воин сумел быстро сбросить «колесницу» – он сумел выпрыгнуть с нее.

        Некоторые примечания:

Ведение боевых действий

        Колесница в действии

        Учебный бой
        Возможен либо внутри тримарциспы, либо между воинами разных отрядов, при разрешении на таковое действие правителя – дабы никто из людей не счел это войной.
        Оружие для учебного боя обвязывается белой лентой и считается тренировочным до тех пор, пока лента не снята. Снимаемые в учебном бою хиты восстанавливаются по окончании боя, но человек, получивший больше "тренировочных" повреждений, чем у него изначально было хитов, теряет сознание (см. Болезни, ранения и повреждения).

        Поединок героев

Схватились и ходят, скользя на росистых утесах,
Друг другу ломая медвежьи упругие спины,
И слушают вести от ветров протяжноголосых
О битве великой в великом испуге равнины.
Когда я устану от ласковых слов и проклятий,
Когда я устану от мыслей и слов повседневных,
Я слышу, как воздух трепещет от грозных проклятий,
Я вижу на холме героев, суровых и гневных.

Все он же.

        Герои сходятся на поединок нечасто. К поединку их может вынудить личная вражда, если только она имеет достаточно серьезные основания. Так же основанием для поединка может послужить желание сохранить жизнь отряду – далеко не всегда победитель убивал побежденных. В этом случае воины героя, погибшего в ходе поединка, могут примкнуть к тримарциспе победителя.
        Поединок героев так же мог быть и решением распрей правителей – если герои давали правителю клятвы верности. В этом случае поединок мог быть расценен и как вопрошение богов об истине.
        Игротехнически – если вопрос к богам конкретен, имеет недвусмысленную трактовку – поддерживающий ложную сторону умрет от первого же удара, поддерживающий истинную – будет иметь дополнительный хит. Если вопрос не имеет однозначного ответа – на все воля богов.

        Война и друиды
        Войны были часты настолько, что вошли в повседневную жизнь и не были большим бедствием, хотя, наверняка, кто-нибудь считал, что без них можно обойтись. Но как бы ни сильны были воины, как ни самоуверенны были их вожди, никто не начал бы сражение, не узнав у друида предзнаменований. И если предзнаменования оказывались плохими, то бой, скорее всего, откладывали, если это было возможным. Если же нет, то воины, зная о неизбежном поражении, убивали своих домашних, чтобы те не познали горькие плоды рабства. Друиды поддерживали войска и магией, увеличивая силы, леча раненых и воскрешая убитых, так говорят легенды.


Магия друидов и структура обучения в Рощах

        Многое говорят о магии друидов: и те, кто видел ее, и те, кто слышал досужие сплетни.
        Барды не любят о ней вспоминать, барды лишь иногда упоминают ее в своих песнях о славных деяниях прошлого. Они не любят вспоминать об утерянном навсегда. Они не любят напоминаний о годах, которые провели они в Рощах, заучивая наизусть многострочные баллады о деяниях богов и великих королей прошлого, обучаясь знаниям о травах и движениях звезд. Они не любят, когда им напоминают о тайных знаниях, закрытых для них отныне...
        Слишком жива память о последнем испытании, и безжалостном вердикте учителей – тебе не стоит идти дальше. Правда сейчас у самих бардов уже есть свои ученики, но они не утешат сладкоголосых певцов, которым уже не стать великими творцами и судьями.
        Зато знания, которые они приобрели там, не уйдут от них никогда. Ибо кто лучше барда знает и о последних событиях при дворе короля, и о том, где лежит котел Дагды. И кто точнее барда и филида узнает ворона Морриган на поле брани и звук волшебных арф эльфов?
        Филиды тоже сохраняют молчание. И не спрашивай их о тайнах мира, иначе рискуешь выслушать проклятие, от которого не избавиться тебе до конца жизни, хорошо если длинной. Да и не стоит гневить филидов понапрасну. Кто, как не они, могут справедливо рассудить и ремесленника, которому недоплатили за отличную работу, и спор вождей о наследнике. Кто, как не они, могут Словами избавить от страха и вызвать ветер и зной для врагов, и дождь для посевов. Приезжий из дальнего края может презрительно усмехнутся. Что такое несколько рифмованных строк... Но как приятно видеть его удивление потом, когда он попадает под ливень, хлынувший из, казалось, безоблачного неба. Кто нашлет стадо диких животных из леса и прогонит их с урожайных полей. Кто предскажет будущее и королю, и свинопасу. Говорят, они едят для этого сырое мясо, но кто это видел. Уж друиды-то этого наверняка не делают. Говорят, филиды сделали великий выбор в конце своего обучения. На что они променяли сладость великих знаний, которые могли открыться им, останься они в Рощах еще на семь долгих лет?..
        Никто из них не станет отвечать на этот вопрос. Не сожалеют ли они о своем выборе?.. Кто знает. Может сам оллам (pencerdd у кельтов Уэльса), величайший из филидов, советник королей, тайно мечтает вернуть тот день, когда он решил свою судьбу навсегда...
        Славны барды и филиды, велики их дела и помощь народу Уэльса, необозримы их знания, но они лишь капля в океане истинной «силы» и истинного знания друидов, мудрость филидов огромна, но в годы бедствий лишь безграничная мудрость друидов – помощь и опора. Без друидов величественный обряд и радостный праздник лишь пустое сотрясание воздуха. Говорят, друиды могут вызвать снег летом и жаркое солнце зимой, но никогда никто достоверно не узнал – так ли это. В балладах поют, что друиды могут превратить человека в дикого зверя или статное дерево, могут заставить человека прожить множество жизней – от камня на утесе до короля. Говорят, но тут же добавляют: такое выпадает лишь великим героям. Никто не знает, чем платят друиды за свое знание. Никто не знает, почему так редко и лишь немногие из них покидают свои Рощи на длительное время. Можешь строить догадки, но вряд ли хоть одна из них будет близка к правде. Но, помни, лишь они единственная связь круга людей и кругов, лежащих вне человеческих представлений. Безграничны их знания о мирах и о циклах земных, знания об истинных значениях ритуалов и имен, знания о мире богов и эльфов. Лучше всех они могут повелевать стихиями и живыми существами. Но меньше всех они стремятся к безграничной власти. Они ближе всех стоят к легендам, которые каждый с таким вниманием слушает и в детстве, и в юности, и в зрелости. Они – грань, грань между явным и тайным. Говорят, многие из них, по крайней мере, те, о ком поют в балладах, не люди, а великие боги. Но не бог ли соседский кузнец, выковавший мечи принесшие победу, не бог ли старец-знахарь, вылечивший всю округу во время жестокой болезни, не богом ли может стать каждый из ремесленников, лекарей и воинов, сумевший стать не просто безымянным, а тем героем, которого позже барды воспоют в великих балладах. В балладах, которые сохранятся на века и не забудутся даже тогда, когда мир, породивший их, исчезнет с лица земли навсегда и останется в памяти потомков лишь благодаря этим сказаниям...

        Игротехнические подробности
        Игротехнические подробности магии филидов и друидов изложены в отдельных правилах и известны только им, мастеру посреднику и мастеру по друидам.
        Игротехнические подробности посмертия и инициаций друидов известны мастерам и некоторым друидам и не подлежат разглашению.


Болезни, ранения и повреждения

        Каждый человек имеет 2 единицы жизни - 2 хита. Человек в одном хите не может пользоваться оружием и заниматься физической работой (ковать, строить, пахать...). Человек в ноле хитов – это умирающий, которому срочно необходима помощь. Если должная медицинская помощь не оказана в течение 5 минут, он умирает и отправляется к мастеру посреднику за выбором посмертной доли (см. посмертная жизнь).

        Раны
        Наносятся оружием. Легкие ранения (у человека осталось не менее 1 хита, но меньше, чем было) в течение 10 минут переходят в более тяжелые - отнимается 1 хит, считается, что человек истекает кровью. Если в течение 10 минут с момента получения раны пациент получил первую помощь (кровь остановлена, рана перевязана), его состояние не ухудшается. Оказать первую помощь может лекарь, священник или любой другой человек, обученный первой помощи. Отыгрывается наложением повязки из чистой ткани на раненное место. Тяжелые ранения (0 хитов) - состояние умиращего. При нуле хитов говорить и самостоятельно передвигаться нельзя, можно только стонать и ждать помощи. Если тяжелораненому в течение 5 минут не будет оказана необходимая медицинская помощь, он отправляется к посреднику для инструкций о посмертном существовании.
        Свежая перевязка способна оттянуть летальный исход на 10 минут, но только один раз. Повторное перевязывание окажет тот же эффект, что и припарки. Лечить тяжелые ранения может только "дипломированный" лекарь, игротехнические подробности данного процесса сообщатся только лекарям.

        Оглушение, потеря сознания
        Приключиться сие может вследствие встречи головы и кастета (толстой мягкой рукавицы), как результат некоторых магических воздействий, переутомления и в некоторых других случаях. Потерявший сознание человек ложится на землю, закрывает глаза и медленно считает про себя до 30. По окончании счета встает и начинает действовать, если не указано иначе.

        Болезни
        Помимо ран, встречаются инфекционные заболевания. Происходит это так: вы получаете от посредника или от зараженного человека запечатанный конверт. На внутренней стороне конверта содержится описание того, что с вами происходит и как это отыгрывать. Также там могут быть еще один или несколько пакетов - в таком случае вы раздаете их, не вскрывая и никак не комментируя, первым встречным.

        Тяжелые травмы
        Появляются после лобовой встречи с колесницей или тараном, Удара-в-спину, попадания под сброшенный со стены камень или в результате особо меткого проклятия. Человек мгновенно теряет все живые хиты, сколько бы их ни было, и переходит в ранг умирающих (0 хитов).

        Проклятия
        На тот случай, если кому-то не хватило неприятностей от войн и эпидемий, существуют проклятия. Проклятый человек не может сделать хорошо ни одно дело - построенный им корабль обязательно затонет, сапоги - порвутся, и т.п. Проклятый может вдруг подхватит неожиданную хворь или отравиться безопасной для остальных едой. Будьте осторожны! Лишиться удачи может и тот, кто прогневает богов. Распознать, кто и за что проклял вас, может епископ. Иногда снять несильное проклятие может благородный воин, который не понаслышке знаком со смертью. Говорят, местные колдуны тоже что-то умеют, но кто их знает...


Осады, походы и голодные годы

        В случае, если ваш мастер-посредник официально объявил осадное положение (войско противника в количестве не менее 10 человек не менее 30 минут стоит под вашими стенам), военный поход (ваше войско в количестве не менее 10 человек в течение не менее 1 часа находится вне лагеря с оружием и при доспехе), или голод (бывает после некоторых действий правителя - сожжения или разграбления окрестных деревень, после эпидемии, проклятия на ваше поселение и т.п.), вступают в силу следующие правила:

        После снятия осады, после большой трапезы в военном походе (не обязательно тащить с собой котелок каши, достаточно отыграть трапезу хотя бы сухпаем) или после устранения причин голода броски кубика прекращаются, здоровье возвращается, а все выжившие могут рассказывать молодому поколению о перенесенных ими ужасах.


Посмертие и переходы между мирами

        Смерть не кара, не страшный конец жизни, а лишь середина долгого пути. Человек приходит из Аннуина и туда же может уйти, если не пришел его срок идти дальше. Пребывая там вне времени и пространства, ждет он своей участи, ждет, когда придет ему время прожить краткую жизнь в круге Абред, где дарован ему великий дар – дар выбора. Никто, кроме друидов, не знает, что находится за тонкой гранью, разделяющей мир людей и мир Иных. Даже барды и филиды знают только то, что поется в длинных балладах и то немногое, что видели сами.
        Где кончается волшебный мир эльфов, и начинаются Серые Пустоши умерших? Кто обретет спокойствие в мире эльфов? Кто обретет счастье в круге Гвинфид? Одни вопросы...
        Друиды говорят, что каждый, пройдя все свои воплощения, достигнет счастья. Так ни к чему боятся гибели, ни к чему страшится битвы, но и не стоит искать смерти, ведь нам даровано великое счастье – жить в этом круге и познавать его волшебство, его радости: рождение и смерть, любовь и войну, дружбу и учение, и, главное, выбор...
        Где искать переход? Там, где сталкивается обыденное и волшебное, обычное и необычное, видимое и незаметное. Ищи его на краях и гранях. У берегов озер и у корней деревьев, в зеркалах и на порогах. Ищи его в полночь и в полдень, ищи его в Бельтайн и в ночь Самайна. Ищи там где сталкивается невозможное и взаимоотрицающее. Ищи его там, где смерть и рождение, где огонь и вода, камень и небо. Ищи его в своей душе...
        Ищи его в парадоксах, и на вопрос:
         – Где находится центр мира?
        Ответь:
         – Здесь.

        Огам
        Письменность в древности всегда была очень тесно связана с магией и миром богов. Огам и Руны яркая этого иллюстрация, но если Руны использовали в повседневной магии, то Огам был настолько сакрален, что его боялись использовать, дабы не вызвать страшной катастрофы своим неумением. Огам использовали для могильных надписей, в помощь умершему, дабы он смог скорее найти дорогу. Друиды не использовали Огам почти никогда, хотя и учили своих слушателей чтению и письму. Но вряд ли из-за страха. Может быть, их магия была слишком «живой» для статичных записей, кто знает...


Приложение. «Краткий» справочник начинающего барда.

КАД ГОДДО
БИТВА ДЕРЕВЬЕВ

перевод В.В. Эрлихмана

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу;
Я был острием меча - поистине это было;
Я был дождевою каплей, и был я звездным лучом;
Я был книгой и буквой заглавною в этой книге;
Я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
Я простирался мостом над течением рек могучих;
Орлом я летел в небесах, плыл лодкою в бурном море;
Был пузырьком в бочке пива, был водою ручья;
Был в сраженье мечом и щитом, тот меч отражавшим;
Девять лет был струною арфы, год был морскою пеной;
Я был языком огня и бревном, в том огне горевшим.

С детства я создавал созвучия песен дивных;
Было же лучшим из них сказанье о Битве деревьев,
Где ранил я быстрых коней и с армиями сражался,
Где встретил страшную тварь, разверзшую сотни пастей,
На шее которой могло укрыться целое войско;
Видел я черную жабу с сотней когтей острейших;
Видел и змея, в котором сотня душ заключалась.

Я видел в Каэр-Невенхир, как бились за власть деревья,
Как барды слагали песни, как воины шли в сраженье,
Как Гвидион вверх поднял свой тонкий волшебный жезл,
Молитву творя небесам и Господа умоляя
Его не бросить в беде, избавить от злой напасти.
И слово Господне сошло с небесных высот на землю:
«Чтоб Пеблиг могучий не смог твой край предать разоренью,
Пусть войском твоим деревья и травы лесные станут».
И Гвидион создал войско из самых сильных деревьев,
А слабые вырубил, чтобы не стало врагу подмоги.

И в битве, что там случилась, сразили троих великих,
И дева вздохнула горько, и сердце ее разбилось.
Нам тяжко пришлось в сраженье, где кровь рекою струилась,
Но нам придавало силы раденье о судьбах мира.
Ведь три важнейших событья, случившихся в этом мире, -
Потоп, что землю залил и род обновил человечий,
Затем распятье Христа, затем день Суда Господня.

На битву первыми шли деревья, старшие в роде,
А юные ива с рябиной процессию замыкали,
От запаха крови пьян, шагал терновник колючий;
Ольха устремлялась в бой, подняв могучие ветви,
И розы свои шипы к врагу простирали в гневе,
Кусты малины пришли, покинув лесную чащу,
И жимолость ради битвы презрела свою ограду,
И плющ вместе с ней, и вишня, что шла на битву со смехом;
Последней береза шла, мудрейшее из деревьев,
Отстав не трусости ради, а гордость свою сберегая;
Их строй по бокам ограждал золотарник цветущий,
Ель шла впереди, полководцем средь них величаясь;
А королем был тис, что первым в Британии правил;
Мехом обросший вяз не в силах был сдвинуть корни
И плелся в хвосте, пугая врагов кряхтеньем и скрипом;
Орешник оружье острил в преддверии грозной битвы,
<И бирючина, как бык, стремилась за стройной елью.

Падуб зеленый пришел, не отставая от прочих;
За ним и боярышник дивный, чей сок исцеляет раны;
Лоза, извиваясь, ползла на бой за деревьями следом.
Нерадостно трусам пришлось; был папоротник загублен,
Ракитник пришлось срубить и выкорчевать утесник.

Но храбр, хоть и ростом мал, оказался медовый вереск,
Что в первых войска рядах врагу наносил удары.
От поступи мощного дуба дрожали земля и небо,
Он втаптывал в землю врагов, разя их без счета,
А рядом с ним царственный тис отражал атаки
Врагов, что шли на него, как волны на берег моря;
И груша сражалась там же, обильно кровь проливая;
Каштан состязался с елью в свершенье подвигов ратных.

Бел снег, и чернила черны, и зелены деревья,
Спокойны пучины вод с тех пор, как я крик услышал;
С тех пор березы растут в стране этой без опаски,
И тянутся вверх дубы в холмистом Гвархан-Мэлдеро.

...Меня, когда я родился, не мать с отцом породили,
Но создан я был волшебством из форм девяти элементов:
Из сока сладких плодов, из предвечного Божия Слова,
Из горных цветов, из цвета деревьев, из дикого меда,
Из соли земной, из руд, что таятся в недрах,
Из листьев крапивы и из пены девятого вала.

Меня сотворил Гвидион, коснувшись волшебным жезлом,
И Мат меня создал, чтоб вид я смог обрести и облик.
Стараньем великих магов я смог на свет появиться,
Эурис, Эурон и Модрон трудились, чтоб я родился;
И сам взволновался Господь, увидев мое рожденье -
Ведь создан я магом из магов еще до творенья мира;
Я жил и помню, когда из хаоса мир явился.

О барды! Я вам спою, чего язык не расскажет,
Ведь жил я на дне морском, спал в раковине моллюска
И дружбу водил с самим Диланом, Сыном Моря;
Я жил во дворцах и на равных беседовал с королями.
Я помню два острых копья, сошедших на землю с неба,
Что бились со мной в Аннуине, желая меня повергнуть,
Хоть восемь десятков раз был ранен я их остриями,
И сила трехсот ударов была в их каждом ударе,
Но мой удар был сильней, девятистам людских равняясь;
Я их одолел, хоть были они меня не моложе.

Я помню волшебный меч, сразивший немало храбрых,
Он кровь мою обновил, отрезал все, что мешало.

Народы рождались, и гибли, и вновь восставали из праха;
Всегда мое славилось имя, всегда мое слово ценилось.
Я вился змеей по холму, по озеру рыбой плавал;
Я был лучистой звездой, сиянье с небес простиравшей.
Имел я волшебный плащ, имел чародейную чашу,
Что вызвать могла туман, неделю страну скрывавший.
Кинжал мой стоил дороже десятка рабынь искусных,
И шесть соловых коней ценой не могли сравняться
С рыжим моим скакуном, летевшим быстрее чайки.

Не слаб я еще в бою на суше и среди моря,
На ратном поле могу я с сотней бойцов поспорить;
Запятнан кровью врагов мой щит с золотой каймою.
Еще не родился тот, кто в битве со мной сравнится;
Лишь Горонви на меня способен поднять оружье.

Я белых пальцев своих не портил черной работой;
Я воином был, хотя сейчас я - певец и книжник,
Разил я врагов и сам не раз был сражаем ими,
На сотне стен крепостных стоял я во время осады,
И сотню стен осаждал, тараном их пробивая.

Друиды сказали Артуру, когда он хотел услышать
О трех важнейших событьях, случившихся в этом мире,
Что первым случился потоп, что род обновил человечий,
Потом был распят Христос, людей от греха спасая,
И будет Господень Суд, и век золотой настанет.
Тогда я найду покой и радость в Небесном царстве,
Как мудрый Вергилий рек в своем прорицанье давнем.


новости  игры  кабинетки  творчество  костюмы  склад  о нас  ссылки  форумы  гостевая  фотоальбом  карта сайта

Каталог Ресурсов Интернет