Как сообщает Диодор, кельтский народ любил одежду пеструю, ткани в полоску
и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества
и с пестрыми узорами. В латенское время женщины любили украшать одежду
цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в древние
времена. До римской оккупации частым украшением платья и плащей была
якобы бахрома.
Одежда состояла из цветного хитона, некоего подобия блузы, и штанов.
Сверху в зависимости от необходимости надевался плащ, зимой шерстяной,
летом из более тонкой гладкой ткани. Штаны в европейской среде являются
новинкой, до того времени они были известны лишь на востоке, в Персии
и у скифов, но не в Риме. Письменные источники подтверждают, что кельты
носили штаны (braccae), но не совсем ясно, существовал ли этот обычай
у всех племен или только у некоторых. Инсубры и бойи в Италии носили
штаны и светлые плащи. Гезаты, призванные из-за Альп на помощь, сражались
по старинному обычаю в первых рядах нагими. Во времена Цезаря галлы
в отличие от германцев носили более широкие и длинные штаны, до самых
колен.
Одежду из ткани кельты скрепляли на плечах фибулами, воины обычно железными,
знатные женщины бронзовыми, а иногда и серебряными, часто высокохудожественной
работы инкрустированными кораллами и эмалью. В некоторых захоронениях
женщин бросается в глаза большое количество фибул на плечах и на груди.
В захоронении женщины №184 в могильнике у Мюнзингена, в Швейцарии, было
найдено 16 фибул; примерно 20-летняя женщина в Дитиконе, у Цюриха, была
украшена 14 фибулами, в другой могиле была найдена 21 фибула. В Енишове
Уезде у Билины в Чехии в могиле женщины было 6 бронзовых и 4 железных
фибулы. Такие богатые погребения женщин ярче всего свидетельствуют об
их пристрастии к украшениям; женщины носили золотые, серебряные и бронзовые
кольца, шейные гривны и ожерелья, браслеты на руках и ногах, сапропелитовые
круги и стеклянные браслеты, прекрасные поясные цепи и другие украшения,
с которыми мы познакомимся позже. В мужских могилах украшения встречаются
реже, однако большое внимание уделяется вооружению.
В талии кельтская одежда стягивалась поясом. В древние времена позднегальштаттские
и раннелатенские пояса были богато украшены золотыми или бронзовыми
нашивными украшениями и бляшками. Простой народ носил скромные пояса
из ткани или кожи. В 3 веке, когда обстановка меняется и происходит
экономическо-общественное расслоение кельтского общества, пояс становится
важной частью одежды мужчины-воина и женщины свободных слоев. С этих
пор мужские и женские пояса резко отличаются друг от друга. Знатные
женщины носят великолепные бронзовые поясные цепи, блестящие изделия
литейщков и эмальеров. Пояса эти состоят из литых пластинообразных звеньев,
инкрустированных красной эмалью и соединенных между собой кольцами. Чаще встречаются более простые пояса в виде одинарных или парных
бронзовых цепочек, которые также бывают украшены красной или белой эмалью,
как и пояса из парных цепочек, соединенных кольцами. К более поздним
формам, которые мы находим в могильниках и оппидумах, относятся цепи
из восьмеркообразных звеньев. При ношении поясной цепи ее свободный
конец пристегивался к поясу, образуя петлю, которая украшалась еще особыми
подвесками на цепочках. Соединяющие крючки и застежки отличались
высокохудожественной обработкой.
К мужским поясам прикреплялись также ножны с мечом. Пояса делались или
из кожи, или из бронзовых восьмеркообразных звеньев и обычно состояли
из двух частей. К рубежу 2 и последнего веков относятся железные поясные
цепи из плоских звеньев с богатой чеканкой на лицевой стороне (горизонт
чеканных "панцирных" поясов, встречающихся по всему кельтскому
миру).
Кельтская обувь, как маленькие деревянные сандалии, так и полотняная
или кожаная обувь с подошвой, была хорошо известна даже в Риме.