|
К О С Т Ю М
Западноевропейский костюм эпохи раннего Средневековья
для раскрытия рисунка щелкните мышкой в поле изображения
Агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476 году, когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя.
Началась новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена заселили европейскую территорию бывшей Римской империи и захватили земли за ее северо-восточными границами. В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеваниях формировались новые, пока еще неустойчивые государства. В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни теперь становится поместье феодала, способного защитить своих поселян от внешнего врага.
Упадок городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочками земли, чтобы как-то существовать. Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение уже в ранний период существования феодального общества и создало четкое деление населения на сословия, а также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю.
Сословный характер европейского феодального общества, разобщенность отдельных феодалов – натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей – приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры. Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаяния – крестьянскими волнениями. Это порождает характерный для средневековья страх перед всякой новизной, подсознательное стремление сохранить все без перемен.
В такой обстановке складывались новый быт и костюм. Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии.
Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма.
Вивьен, аббат Сен Мартен де Тур с монахами подносит Библию Карлу Лысому.
Миниатюра. 850 г.
Франция. Париж, Национальная библиотекаМужская одежда франков изображена на миниатюре в нескольких вариантах.
Король Карл Лысый представлен в полном королевском одеянии, заимствованном у римлян, но значительно упрощенном. На нем длинная пурпуровая туника с узкими длинными рукавами и большой золотистый плащ – среднее между греческой хламидой и римским палудаментумом, – обшитый по краям и вороту узкой светло-пурпуровой каймой. Плащ на плече завязан двумя завязками. На голове корона простой формы – золотой обруч с драгоценными камнями, к которому прикреплены две перекрещивающиеся полосы, образующие сферическую форму. От фигурной поперечной полосы спускаются над ушами с каждой стороны по завитку. На ногах пурпуровые башмаки.
По обе стороны трона стоят двое придворных – приближенных короля. Они одеты в костюмы франков – брэ ниже колен, прямые верхние рубашки шенс с узкими рукавами. Узкие цветные пояса повязаны чуть ниже талии. В верхней части рукавов – немного ниже плеч – небольшая вышивка. На придворных надеты плащи сэ. Своеобразие стрижки их волос еще больше подчеркивается узкой повязкой, соединенной сзади двумя ленточками со спускающимися концами. Но самой приметной деталью является обувь франков – это чулки из ткани или тонкой кожи, оставляющие голыми пальцы и часть стопы. Сверху чулки перевиты узкими ремнями, завязанными под коленами. Выше колена вторые подвязки, поддерживающие брэ.
Почти все духовенство, сопровождающее аббата Мартен де Тур, изображается в католическом служебном облачении, в его самом раннем варианте. Наиболее ясно видны облачения на двух нижних фигурах с правой стороны: поверх длинных цветных туник (ряс) – белые с двумя пурпуровыми полосами альбы, едва закрывающие колени. Верхние облачения из цветных тканей сохранили почти полностью форму древнеримской пенулы с капюшоном пастыря, схематично изображенным на миниатюре.
Библейский царь Давид.
Миниатюра из Псалтыря Ауреум. IX в.
Швейцария, Сан ГаллеЦарь Давид изображен в бытовом костюме франков. Корона на нем – лишь символ его власти. Королевский шенс отделан понизу и на боковых разрезах цветной полосой с вышивкой. Узкие разъемные штаны-чулки – шоссы – заправлены в своеобразные нарядные пестрые носки, наверху законченные полоской орнамента и небольшим раструбом с фестонами и узором на них. Короткие – до щиколоток – мягкие башмаки. Пять маленьких прямоугольников, расположенных посередине, возможно, изображают застежку. Верхняя одежда – плащ-манто – застегнуто на правом плече пряжкой.
Житие Святой Радегонды.
Фрагмент миниатюры. Конец XI в.
Франция. Пуатье, библиотекаНа протяжении X–XI веков мужская одежда изменялась медленно. Иным становится ее силуэт. Шенс от талии значительно расширяют в боках, талию подчеркивают плотно повязанным поясом. Манто остается без изменений. На памятниках искусства этого времени уже не встречаются изображения своеобразной обуви франков. Основной мужской обувью стали мягкие сапоги – бот. Высота их голенищ варьировалась в зависимости от назначения обуви и вкуса ее владельца.
Женский костюм на этой миниатюре состоит из шенса с каймой понизу и более короткой далматики, низ которой обрезан по диагонали и слегка задрапирован на левом боку. Легкое небольшое покрывало обвивает голову и спускается с левой стороны. Обувь – открытые мягкие остроносые туфли с переплетами из ремней.
Брошь из золота с эмалью.
VII в.
Германия. Мюнхен, Баварский национальный музейЗастежка для торжественного королевского одеяния сделана из золота в сочетании с серебром и яркими альмандинами (разновидность гранатов). Естественная форма камней разных оттенков скомпонована в отдельных геометрических формах так, что они составляют основные элементы в разработке общей композиции этого произведения ювелирного искусства.
Золотая Готская застежка и две фибулы в виде буквы S.
Эпоха Меровингов.
Италия. Чивидале, Музей искусствЗолотая готская застежка сложного причудливого рисунка с альмандинами (разновидность гранатов) и несколькими шумящими подвесками. Природная форма альмандинов дала мастеру возможность сочетать асимметрию разработки поверхности с почти полной симметрией общего построения двух половинок застежки.
Германский император Фридрих Барбаросса.
Миниатюра. 1152–1190 гг.
Италия. Рим, библиотека ВатиканаФридрих Барбаросса – один из предводителей третьего крестового похода – изображен в императорском одеянии, весьма скромном по виду. В его костюме полностью отсутствуют какие-либо украшения. Знаки царского достоинства – корона и держава с крестом. О его участии в крестовом походе говорят крест, нашитый спереди на мантии, и большой крест на длинном щите, помещенном сзади императора. Простота одеяния еще раз убеждает в том, что в раннем средневековье костюм развивался крайне медленно.
Состязание менестрелей в честь прекрасных дам.
Миниатюра из манускрипта “Похвала женщинам”.
Германия. Гейдельберг, библиотека УниверситетаСостязание менестрелей для прославления Прекрасных Дам, устроенное Генрихом Мейссенским.
На Генрихе – блио без рукавов с горностаевой пелериной. На голове – шапка .с горностаевым околышем.
Шесть из девяти музыкантов в одеждах из полосатых тканей. Накладные шенсы под влиянием норманнских обычаев превратились в длинную одежду. На музыканте, играющем на скрипке, сверх шенса надета верхняя одежда – пелиссон – на меху с расширенными книзу рукавами, как это обычно было в XII веке.
Гильтбольдт Званегенский ведет девушек в хоровод.
Миниатюра из Манесского кодекса. 1300 г.
Германия. Гейдельберг, библиотека УниверситетаГильтбольдт Званегенский изображен в турнирных доспехах, характерных для XII века, о чем можно судить по форме шлема и длинной широкой котт д’арм с изображением его родового герба.
У девушек, которых он ведет в хоровод, свободные, на маленьких круглых кокетках, широкие сюрко, что также типично для этого века. Распущенные завитые волосы украшены венками – шапо-де-флер.
На музыканте – котт и сюрко с рукавами до локтя.
Крестьяне на молотьбе.
Французская миниатюра из Библии. 1260 г.
Частная коллекция.Напряженность поз работающих и их костюмы передают тяжесть труда крестьян.
Один поселянин подоткнул за пояс подол котт спереди, поэтому у него видны шоссы, подвязанные к поясу, и часть брэ между ними. У второго более легкая работа – ворошить колосья; шенс у него только слегка поднят с правой ноги. Третий, видимо, настолько изнурен работой, что снял с себя все и остался в одних брэ. Головы всех крестьян покрыты небольшими чепчиками – каль.
Костюм знатной германской дамы.
Рисунок пером. 1080 г.
Австрия. Зальцбург, монастырь Святого ПетраКостюм германской королевы или знатной дамы очень близок к костюму византийских аристократок X века. Поверх длинного шенса из мягкой ткани надета далматика из более плотной и тяжелой материи. Далматика и рукава отделаны внизу полосками вышивки. Небольшое покрывало окутывает голову и закрывает шею. Тюрбан из парчовой ленты, украшенный драгоценными камнями, заменяет корону. Поперечные заломы на лифе – признак того, что еще не создана система кроя, разделившая одежду на определенные части, с помощью которых можно было создавать любые формы.
Пастухи в Рождество.
Скульптура Королевского портала. 1150 г.
Франция. Шартр, соборКостюм рождественских пастухов прост и лаконичен. Широкие с поясами короткие коттели – верхняя одежда из плотной шерстяной ткани, надеваемой через голову, и шоссы, заправленные в короткие полусапожки. Голову, плечи и грудь покрывает камаль, близкий по форме и покрою немецкому кугелю. Недлинный плащ из плотной ткани у второго пастуха скреплен застежкой на левом плече.
Рыцарь-крестоносец.
Миниатюра из английской Псалтыри. XIII в.
Англия. Лондон, Британский музейОбраз рыцаря-крестоносца постепенно идеализировался, что хорошо отражено в фигуре благоговейно преклоненного рыцаря.
На рыцаре кольчужные доспехи – в таких крестоносцы двинулись в первый поход (в 1096–1099 годах) – блио, покрытые крестами. Однако для длительных переходов эти доспехи оказались слишком неудобными, и знакомство рыцарей с производством “дамасской стали” дало возможность заменить их кованными латами.
Рыцарский турнир.
Миниатюра из Манесского кодекса. 1300 г.
Германия. Гейдельберг, библиотека Университета.Рыцарское состязание – “поединок любви”.
На арене двое. Доспехи каждого говорят о них зрителям все. Для этого лошади покрыты попонами, расцветка которых повторяет цвета герба рыцаря. Иногда это был цвет, выбранный родом или дамой. На попонах обязательно изображался герб рода, к которому принадлежал рыцарь. Шлемы с металлическим забралом, почти маской, имели узорное навершие. Его рисунок был связан с определенной символикой рода. На щитах также изображались гербы.
На таких поединках рыцари имели только кольчужные доспехи, полностью покрывающие тело, а поверх доспехов – длинные сюрко такого же цвета и с такими же гербами, как и попоны лошадей.
Благородные средневековые дамы.
XII в.
Франция. Собор Нотр Дам де КорбейФранцузские аристократические (королевские) женские костюмы середины XII века – еще одна ступень развития одежды этого столетия.
Весь костюм становится значительно сложнее, увеличивается количество одежд, надеваемых одновременно. Поверх шенса и блио знатные дамы носили жипп из тонкой, по-особому гофрированной ткани, имитирующей рисунок рыцарской кольчуги. Длина жиппа достигала середины бедер, по краю фигурного выреза проложен широкий узорный галун или вышивка, скрепленная большой заколкой (афиш). Пояс часто состоял из чеканных пластинок, а мягкий пояс блио, расположенный на бедрах, спереди завязывали сложным узлом и концы спускали до щиколоток. Плиссировку широких рукавов блио внизу разглаживали, чтобы получить красивую волнообразно трепетную линию края, менявшую свой рисунок при малейшем движении. Полы манто были обшиты широким позументом. Длинные косы (часто дополненные чужими волосами) перевивали парчовыми лентами и спускали наперед. Голову покрывали небольшим куском тонкой ткани, а сверху надевали различные головные уборы – венцы, металлические обручи и др. Обувь – мягкие низкие башмаки из кожи или дорогой ткани.
Второй костюм представляет упрощенный вариант первого, но покрой жиппа сходен с покроем лифа на ил. 160.
Англо-норманнские дамы.
Гравюра с миниатюры. XII в.Костюмы знатных англо-норманнских женщин представлены в двух вариантах.
Левый костюм создан под влиянием рыцарских доспехов. На лиф полукороткого женского блио плотно нашиты обручи, придающие ему форму рыцарских лат, шея окружена белым высоким слегка драпированным спереди стоячим воротником, подобно рыцарскому горжеретту. Головной убор, надетый сверх небольшого платка, спускающегося на плечи, сходен с рыцарским шлемом. Нижняя часть узкой юбки блио сделана из светлой ткани, покрытой вышитым геометрическим узором, и закончена фестонами. Узкие длинные рукава с длинными свисающими манжетами на плотной подкладке имеют четкую форму, бытовавшую главным образом в Англии. Широкое нижнее платье – котт – отделано понизу вышитой каймой.
Правый костюм – английское женское манто, отделанное по краю светлой полосой. Такой же, но более широкой полосой с двумя узкими полосками окаймления закончен низ широкого котт. Длинные манжеты, по английскому обычаю, завязаны узлом.
новости игры кабинетки творчество костюмы склад о нас ссылки форумы гостевая фотоальбом карта сайта