на главную
новостиигрыкабинеткитворчествокостюмсклад Ролевые игры в ЧГ о насссылкифорумыгостеваяфотоальбомкарта сайта

Цивилизация ацтеков

Курсовая работа Феа

1. Происхождение и история мезоамериканских индейцев

        Происхождение американских индейцев и, в частности, ацтеков продолжает оставаться тайной за семью печатями. Было создано несколько теорий, откуда пришли предки индейцев. Согласно одной из них, Америка была заселена европейцами - потомками Ноя, или же десятью коленами Израилевыми, исчезнувшими в VIII веке до нашей эры. Согласно другой теории, первыми жителями Америки стали переселенцы из Малой Азии. Каким образом они туда добрались, тоже неизвестно. Есть два варианта: первый в состоит в том, что они добрались в Америку благодаря своим исключительным мореходным способностям, согласно другому, они были вынуждены бежать под натиском мощного противника, как Александр Великий. Есть еще третья версия: что древние люди перебрались в Америку по Атлантиде, пока она еще существовала в Атлантическом океане.
        Если сравнить по карте восточную границу Южной Америки и западную границу Африки, то станет понятно, что некогда это был один континент. Потом континенты разделились, и образовался Атлантический океан. Однако произошло это самое позднее миллион лет назад, когда на планете существовал еще только древний предок человека - первая человекообразная обезьяна рамапитек. Можно предположить, что этот рамапитек населял Гондвану и при разделении Южной Америки и Африки жил и развивался в Америке, послужив предком индейцев, однако в Южной Америке не существует крупных человекообразных обезьян, таких, как, например, горилла в Африке. Так что и эта теория пока не доказана.
        Существует и четвертая теория, к которой склоняются большинство современных ученых-американистов. Эта теория заключается в том, что в четвертичный период, во время сильного оледенения планеты, представители уже полностью сформировавшейся монголоидной расы перешли через Берингию - ледяной мост между Азией и Северной Америкой. Также представители австралоидной расы могли перейти по Антарктиде в Южную Америку (как предположил французский исследователь П. Риве в 1957 г.), однако если доказательства этой миграции и существуют, то они погребены под толстым ледяным панцирем Антарктиды.
        Эту теорию подтверждает тот факт, что в крови американских индейцев смешана кровь и северо-восточных азиатских племен, и индийцев, и эскимосов, и австралийцев, и жителей тихоокеанских островов. Можно только догадываться, что могло так притягивать столь разные народы в Америку.
        Процитирую "Анналы" какчикелей, где, возможно, рассказывается именно об этом великом переселении:
        "Затем пришли на берег моря. Там собрались все племена и воины на побережье моря. Когда увидели его, то сжались сердца. Нет способа пересечь его; "Никто никогда не пересекал моря", - сказали между собой все воины из семи племен… И сказали нам предки Гагавиц и Сактакаух: "Вам говорим мы! За работу, наши братья! Мы пришли не для того, чтобы томиться на берегу и не мочь созерцать нашу родину, которую, как сказали, мы увидим, мы, воины, наши семь племен. Решимся же пойти сейчас же". Так им сказали, и сразу же все переполнились радостью… Так прошли по пескам, растянувшимся грядами, когда уже раскрылась глубина моря и поверхность моря… Бросились тогда и перешли по песку; те, кто шел в конце, входили в море, когда мы выходили на другом его берегу".
        "Пополь-Вух" индейцев киче описывает предков "американского" человека так:
        "И одеяниями их были лишь шкуры животных; они не имели хороших тканей, чтобы одеться; шкуры животных были их единственной одеждой. Они были бедны, они не владели ничем, но они были людьми, дивными по своей природе".
        "Они не могли больше переносить ни холода, ни града; они дрожали, и их зубы стучали; они совершенно оцепенели и были едва живы; их руки и ноги тряслись; и они не могли ничего держать в них, когда они пришли".
        "Но племена не погибли, они пришли, хотя и умирали от холода. Много было града, шел черный дождь, был туман и неописуемый холод...
        "И они подошли, каждое племя дрожало и ежилось от холода… Велика была опустошенность их сердец, их рты были крепко сжаты, а взоры потуплены".<...>
        Итак, эти племена, пройдя Берингский мост, на Аляске. Путь на юг был труден, он пролегал через горы, ущелья, ледники. Ледники были основным препятствием переселенцев, они запирали их на севере, не давая им пищи и обрекая на голодную смерть. Однако сквозь льды три раза ненадолго открывался ледяной коридор с севера на юг. Пройти по нему можно было между 50 и 40 тыс. лет назад, между 28 и 25 тыс. лет назад и между 13 и 10 тыс. лет назад. Именно тогда предки мезоамериканцев перебирались к своим современным местам обитания.
        Те же племена, кто "не успел" перебраться по этому коридору, оставались заточенными в ледяной ловушке. Немногие из них выжили. Есть основания считать, что потомки этих выживших племен - современные эскимосы и алеуты.
        Но возвратимся к тем, кому удалось прорваться на юг. Они продолжали двигаться вперед, навстречу солнцу, к мягкому и теплому климату.
        Вот что рассказывает нам миф из хроник гватемальских индейцев:
        "Каждое из племен продолжало бодрствовать, чтобы увидеть звезду, которая есть вестник солнца. Этот знак зари они несли в своих сердцах, когда шли с востока, и с той же самой надеждой они покидали то место, которое было на большом отсюда расстоянии. Так об этом говорится теперь… Вскоре мы разбрелись по горам; ушли тогда все, каждое племя своим путем. <…> Тогда то были горы и долины, где шли они, ушли и вернулись. Мы не хвалимся, а только лишь напоминаем и никогда не забудем, что в действительности прошли по многочисленным местам, - так в древности говорили наши отцы и предки..."
        Затем прибыли все народы: люди из Рабиналя, какчикели, люди из Цикинаха и народ, который теперь носит имя йаки (имеются в виду мексиканцы, древние тольтеки, народ науа, который, присоединившись к южным майя, послужил формированию индейских народов Гватемалы, как поясняет А. Ресинос). И там теперь изменилась речь народов; их языки стали различными. Они уже не могли ясно понимать то, что слышали друг от друга, после того, как прибыли в Тулан. Там же они и разделились: были такие, кто отправился на восток, но большинство пришло сюда.
        Как видно, языки пришельцев разделились. Опираясь на существующие свидетельства, можно классифицировать порой, казалось бы, сомнительные языковые группы, объединяя их по одним общим названием ацтеко-таноанских, или как чаще принято, уто-ацтекских, уто-науа.

        Теперь, когда пришельцы расселились, проследим путь ацтеков и их предшественников, воинов-тольтеков.

Происхождение и история тольтеков

        Примерно в VIII веке в центральную Мексику, где уже в предзакатном состоянии находилась майяская цивилизация, волна за волной начали прибывать полчища чичимеков - воинственных голодных варваров, в числе которых были и тольтеки. Они пришли с севера, со стороны, где сейчас находятся мексиканские штаты Халиско и Сакатекас.
        Они завоевали столицу империи майя Теотиуакан и стали его культурными преемниками. Каким образом им удалось завоевать столицу великого, сильного, тысячелетнего государства, коим была империя майя? Не следует выпускать из виду, что в тот момент майя проходили период упадка, и некогда могущественное государство практически исчезло из политической арены.
        Кем были эти варвары-чичимеки, никто не знает, только легенды говорят: "Они пришли из глубины равнин, что между скалами". Они смешались с коренным населением древней центральной Мексики, женились на местных девушках, завоевали долину Мехико и создали несколько соперничающих государств.
        По легенде, у тольтеков был предводитель Мишкоатль, что значит "облачный змей", или Млечный Путь, который у месоамериканских индейцев ассоциировался то с кайманом, растянувшимся по всему небу от восхода до заката, то со такой же змеей. Позднее этот полулегендарный персонаж был "канонизирован", он стал богом неба, наряду с Тлалоком, но об этом чуть позже.
        Это могло означать лишь одно: Мишкоатль принадлежал к самому главному и древнему роду - роду далекого прародителя племени, почитавшегося как божество. Мишкоатль обладал весьма скверным нравом, поэтому, обзаведясь в 947 году сыном по имени Се Акатль Топильцин Кецалькоатль, он вскоре был убит соратниками. Тем не менее, свою роль в истории тольтеков он сыграл, основав первую столицу тольтеков Кулуакан. Сейчас этот Кулуакан реально существует - это часть Мехико.

        Детство Топильцина прошло у бабушки с дедушкой по матери, в городе Тепостлан, что рядом с Шочикалько - крупнейшим астрономическим и религиозным центром.
        По мере того, как Теотиуакан угасал, Шочикалько набирал силу. "С 650 года начинается закат Теотиуакана, к 700 году в небольшой стратегически выгодной долине появляется "город цветов" Шочикалько, - пишет Г.Г. Ершова, директор Центра мезоамериканских исследований им. Ю.В. Кнорозова. - В этом укрепленном центре, возведенном на вершине невысокой горы, скрывающей множество пещер, древние астрономы проводили тончайшие наблюдения за движением Солнца, Луны, планет, звезд, зодиакальных созвездий и Млечного Пути, который и отождествлялся с Кецалькоатлем. Не случайно Шочикалько считается святилищем именно этого важного божества".
        Таким образом, Кецалькоатль воспитывался в нетольтекском обществе. Его фигура в истории тольтеков была неоднозначной: с одной стороны, он был сыном лидера тольтеков и чичимеков Мишкоатля, с другой же стороны, он был носителем явно иной, более утонченной и высокой культуры и иных религиозных представлений.
        К тридцати годам он путем ожесточенных дворцовых интриг и политической борьбы, не без помощи нетольтекского жречества заполучил власть в Кулуакане.
        Более пятьюстами годами позже легенду о "райском" правлении Кецалькоатля передали испанскому миссионеру Бернардино де Саагуну индейцы:
        "Они проявляли заботу о боге, и у них был только один бог, и считался единственным, ему они молились, и звали его Кецалькоатль. И они так почитали своего бога, что исполняли все, что им говорил жрец Кецалькоатль, беспрекословно. А он говорил и внушал им: "Это единственный бог, его имя - Кецалькоатль. Он не требует ничего, кроме змей и бабочек, которых вы должны ему преподносить и жертвовать..." Кецалькоатль взывал к своему богу, к тому, что находился в глубине небес, к той, у которой одежды из звезд, к тому, кто заставляет сиять все вокруг, к владычице нашей плоти, владыке нашей плоти, к той, что одета в черное, к тому, что одет в красное, к той, что придает устойчивость земле, к тому, что покрывает ее хлопком. И обратил он свои слова туда, где находился Омейокан (двойственность), к девяти кругам, из которых состоит небо".
        Нетрудно заметить трогательную попытку отождествления Кецалькоатля с богом единым и девой Марией христиан. Вполне возможно, что индеец, рассказавший Саагуну эту легенду, стараясь угодить миссионеру, или даже сам Бернардино де Саагун слегка приукрасил события дней минувших, но главное в том, что сохранялась память о неком новом и высшем религиозном учении, противостоявшем варварскому языческому.
        Топильцин, как и его покойный отец, стремился к централизации власти и, как видно по легенде, запретил других богов тольтекского пантеона, чтобы ассоциировать себя - одного - с единственным богом, творцом всего сущего. Он, как и отец, старался стремился сломать родовую четырехчленную структуру управления и безгранично сконцентрировать всю власть в своих руках, за что его, следуя нравам времени, и покарали.

        Первое, что сделал Топильцин, добившись власти, был перенос столицы из Кулуакана, который Кецалькоатль ненавидел, сначала ненадолго в Тулансинго, а потом уже в Тулу Шикокотитлан, или Толлан (современный штат Идальго). Случилось это в 980 году.
        Тула целиком была посвящена Кецалькоатлю, однако местная оппозиция продолжала следовать старой племенной традиции, поклоняясь свирепому Тескатлипоке - "Дымящемуся Зеркалу" - покровителю колдунов и воинов, по-видимому, совершая для него массовые и частые человеческие жертвоприношения. Культ Кецалькоатля, созданный Топильцином Кецалькоатлем, исключал излишества в человеческих жертвоприношениях и прочих жестокостях. Так описывалась жизнь в Туле при Кецалькоатле:
        "А еще говорят, что он был очень богатым и имел все необходимое из еды и питья, что кукурузы было в изобилии, тыквы были такими огромными, что с трудом можно было обхватить их руками. Кукурузные початки были такими большими, что их носили только охапками. Стебли петушьего гребешка были такими длинными и толстыми, что на них взбирались, как на деревья, а хлопок сеяли и убирали всех цветов - красный, желтый, пунцовый и фиолетовый, белесый, зеленый, синий и черноватый, бурый, оранжевый и рыжий, и все эти цвета были натуральными, они так и росли. А еще говорят, что в этом городе Туле разводили много разнообразных птиц с великолепными перьями различных цветов, и других птиц, которые пели сладко и нежно. А еще у этого Кецалькоатля были все богатства мира - золото, серебро, изумруды и другие драгоценности. У него в изобилии произрастало какао различных цветов. Подданные этого Кецалькоатля были очень богатыми и ни в чем не знали недостатка, не было голода, а кукурузы было так много, что маленькие початки не ели, а использовали вместо дров, когда топили бани".
        Чего еще нужно было в этом земном раю? Тем не менее, спустя несколько лет после переноса столицы, в разгар монументального строительства, около 987 года конфликт между Топильцином Кецалькоатлем и его противниками зашел слишком далеко.
        Надо сказать, Кецалькоатль жил в постоянном ожидании измены. Он не появлялся перед народом, вел замкнутый образ жизни, постоянно находился в темном и охраняемом месте. Вероятно, охрана Топильцина были организована очень хорошо, поэтому убить его не представлялось возможным. Тогда колдун Тескатлипока (жрец-служитель культа Тескатлипоки) и его сторонники организовали чудовищную интригу, чтобы устранить Кецалькоатля.
        Сначала Тескатлипока попробовал решить вопрос о власти мирным путем - пригласил Топильцина сыграть в мяч и в поединке выяснить, чей бог сильнее. Вероятно, выиграл именно Тескатлипока, в решающий момент превратившись в своего нагуаля - ягуара. Зрители в ужасе разбежались, давя и сталкивая друг друга в реку, многие погибли в воде. Но Кецалькоатль от власти не отказался, заперся во дворце и впал в тяжелейшую депрессию.
        Второй шаг был сделан, когда Тескатлипока, прикинувшись стариком, пришел к Топильцину и опоил его с помощью напитка теометль, на основе кактуса магей. Топильцин был трезвенником, и его пришлось долго уговаривать, обещая возвращение молодости и сил. Однако напиток, наоборот, забрал последние силы Топильцина.
        Следующая акция против поклонников Кецалькоатля также относилась к разряду самых грязных "политтехнологий". У одного из приближенных правителя Толлана по имени Уэмак была красавица дочь, на которую с самыми серьезными намерениями заглядывались многие знатные тольтеки. На этот раз Тескатлипока прикинулся уже юношей-уастеком, торговцем зеленого перца ахи. Когда девушка проходила мимо него, она "увидела его и заболела". Уэмак узнал, что во всем виноват молодой уастек и позвал его, требуя вылечить дочь. Тот согласился, но потребовал стать зятем Уэмака. Уэмаку пришлось согласиться, а дочь выздоровела. Так как ему не терпелось разделаться с постыдным родственником, Уэмак организовал маленькую войну и снарядил во главе слабого отряда уастека, с расчетом, что он погибнет. Однако тот, будучи жрецом покровителя воинов Тескатлипоки, выжил и вернулся с победой. Уэмак был, конечно, не рад, но ему пришлось организовать в честь победы праздник, где Тескатлипока перепоил тольтеков и ввел их в невменяемое состояние, заставив плясать на краю ущелья и сталкивать друг друга в пропасть. Судя по всему, этот древний мексиканский жрец обладал удивительным умением манипулировать людьми и вводить их в состояние массового психоза, в результате чего гибли толпы тольтеков. Над Толланом нависли ужас и паника. Тескатлипока исподтишка убивал жителей разнообразными методами - болезнями, порчей пищи, - и разуверял их. Люди перестали верить в Кецалькоатля. Он становится олицетворением всех бед и несчастий. В 999-том году Кецалькоатль покидает Тулу. Но и в пути Тескатлипока не отстает от Топильцина. Он дает ему кривое зеркало, которое показывает его дряхлым и немощным, и Кецалькоатль опять от сознания своей бессильности опаивается посланцем Тескатлипоки. Всю ночь он поет песни и забывает о необходимости религиозных обрядов. Утром, обнаружив это, он решается, по одной версии, уплыть за море, где гибнет в морских пучинах, будучи совершенно неприспособленным к далеким плаваниям, по другой версии, кидается в костер у берега океана. Он "уходит к богам", однако, обещая вернуться.

        Власть в Туле-Толлане после бегства Кецалькоатля перешла в руки Матлакшочитля, затем Науйоцина, Матлакоацина, и т.д. Всего тольтекская династия насчитывает десять правителей. Столица - Толлан - продолжала процветать, пока в 1200 году не была уничтожена новой волной диких чичимеков, пришедших с севера. После этого в долине Мехико сложилось следующее соотношение сил: в Кулуакане проживали тольтеки-колуа, в остальных городах - представители племен, мигрировавших позднее.
Последним правителем тольтеков стал Уэмак, возможно, состоявший в определенном родстве с тем самым Уэмаком, дочь которого стала жертвой происков Тескатлипоки. Он правил долго - целый 76 лет. В его правление случилось множество бед, в том числе и семь голодных лет. Судя по всему, общество тольтеков находилось в глубоком кризисе. Начались массовые человеческие жертвоприношения, нарастали внутренние распри. Тольтеки уже не смогли противостоять очередному вторжению чичимеков. В 1156 или 1168 году престарелый Уэмак переносит столицу в Чапультепек (ныне парк на западе Мехико) и совершает ритуальное самоубийство. Это было последнее обращение тольтеков к своим богам.
        Вот как описывали в своих преданиях ацтеки, оказавшись в Толлане, великолепие этого города:
        "Много всего было в Туле, много вещей оставили нам тольтеки. Но не только это свидетельствовало об их присутствии. Там, в Туле-Шикокотитлане, были их пирамиды, сооруженные ими холмы. Повсюду видны, повсюду бросаются в глаза остатки их глиняных сосудов, их чаш и их фигурок, их кукол и безделушек, их браслетов, повсюду видны их следы. Действительно, там жили все вместе тольтеки. Тольтеки были искусными умельцами. Говорят, они мастерски делали плюмажи и умели искусно склеивать перья. Из поколения в поколение передавали они искусство составления мозаики из перьев, изобретенное ими самими. Поэтому в давних пор им заказывали щиты и знаки, называемые апанекайотль. Благодаря этому искусству, полученному в наследство, и существовали знаки отличия. Их делали удивительно красивыми, склеивая перья. Мастера умели искусно их располагать и вкладывали в это дело всю свою душу, обращенную к богу. Все, что они делали, было великолепным, замечательным, достойным восхищения. Они были богатыми, поскольку их искусство быстро давало возможность разбогатеть. Поэтому теперь о тех, кто быстро добивается богатства, говорят: это сын Кецалькоатля, и Кецалькоатль его господин. Такими были и так жили тольтеки".

Происхождение и история ацтеков

        Итак, в XII веке из-за неурядиц и мощного натиска северных варваров-чичимеков созданное тольтеками государство погибло. После падения Тулы-Толлана науаязычные беженцы из столицы тольтеков обосновались в южной части долины Мехико в городах Кулуакан и Шико - островках среди диких полчищ чичимеков, которые быстро заполнили всю долину. Надо сказать, что чичимеки - это собирательное название, включавшее и охотников и собирателей, и оседлых земледельцев, среди которых были и собственно ацтеки. В конце концов общины оставшихся в живых тольтеков вынуждены были смешаться с настырными и голодными чичимеками - отсюда и возникли ацтеки, сформировавшие позже огромную "империю". И до сих пор ацтеки считаются самым многочисленным народом Мексики.
        По легенде, ацтеки прибыли из местности рядом с озером Астлан, и означает это название "место цапель". Потому жители Астлана именовали себя астеками, или, как принято говорить, ориентируясь на немецкое произношение, ацтеками. Еще их иногда называют науа, потому что именно так называется ацтекский язык, относящийся к юто-ацтекской лингвистической семье.
        Также их называют мешики. Это название возникло от имени вождя, возглавлявшего тех, кто добрался до Чапультепека, что рядом с озером Тескоко в долине Мехико. Испанцы записали это название как mexicas, обозначив звук "ш" буквой "x". Но "x" у испанцев звучит как "х", и название города уже Мехико. В других странах латинскую букву "x" произносили как "кс", в результате чего название страны звучит как "Мексика".
        Существует еще одно название - теночки, по имени вождя, избранного народом в 1247 году для правления в Кулуакане.
        Скорее всего, ацтеки вышли из Астлана в начале XIII века, они представляли собой племенное образование, управлявшееся советом старейшин, военных вождей и жрецов. Роды объединялись во фратрии, по 20 родов с выборными должностными лицами в каждой.
        В долине Мехико они сразу же столкнулись в тольтеко-чичимекскими группами, отнюдь не миролюбиво принявшими их. На какое-то время ацтекам пришлось пойти вассалами к тепанекам, жившим в Кулуакане, воюя с их противниками. За это ацтекам были выделены земли в районе Тисапана, к югу от Мехико. Как повествует история, праитель тепанеков Ачитометль не случайно выделил пришельцам именно эти земли: он почему-то надеялся, что с ацтеками покончат кишевшие в тех местах змеи. Однако, как повествуют хроники, "ацтеки очень обрадовались, увидев змей, и всех их зажарили. Их зажарили всех, чтобы съесть. Всех их съели ацтеки". В то время над ацтеками властвовал жрец-воин Уицилопочтли. После того, как ацтеки под его руководством удачно обосновались в Тисапане, он решил расширить свое влияние и приказал: "Мы не останемся здесь, а пойдем дальше, где находятся те, кого мы победим и над кем будем властвовать. Мы не будем церемониться с кулуаканцами, а объявим им войну".
        В 1323 году произошла жуткая история, которая позволяет предположить, что приказы тогда происходили отнюдь не от бога. Как оказалось, ацтеками руководил вполне земной, амбициозный и, вполне возможно, психически ущербный человек. Следующим его распоряжением было заполучить дочь Ачитометля: "Я вам приказываю попросить у Ачитометля его отпрыска, его юную дочь, его собственную любимую дочь. Я вам ее отдам…" Делегация ацтеков (которую наверняка возглавлял сам Уицилопочтли) попросили у правителя дочь, сказав, что она станет их богиней: "Мы все умоляем тебя отдать твое драгоценное ожерелье, твое перо кецаля, твою юную доченьку, благородную принцессу, нашу внучку. И жить она будет у нас в Тисапане". Ачитометль согласился, рассчитывая на какую-то военную выгоду. Однако Уицилопочтли обманул его, он приказал: "Убейте, я вам приказываю, дочь Ачитометля и сдерите с нее кожу. А когда кожа будет содрана, наденьте ее на жреца. А затем пошлите за Ачитометлем". Даже коварный Ачитометль не ожидал такой циничной подлости от новоявленного родственника. Прибыв в Тисапан, он с горечью понял, каким образом его дочь "стала богиней".
        Трудно сказать, на что рассчитывал Уицилопочтли, однако реакция Ачитометля была вполне предсказуемой. Он приказал покончить с ацтеками: "Что же это за люди? Видите, что они сделали с моей дочерью? Убьем же их, пусть умрут эти нечестивцы!" Уицилопочтли отдал ацтекам приказ бежать, подгоняя их пророчествами и обещаниями благоденствия, и тепанеки преследовали их, пока не загнали в жалкое болото в долине Мехико, где был только один источник питьевой воды. И в этом болоте исполнилось последнее пророчество: "И прибыли они туда, где возвышался нопал. И с радостью увидели, что среди камней возвышался нопал, а на его вершине сидел орел. Он рвал что-то своими когтями и пожирал. Увидев ацтеков, орел кивнул головой. Издали наблюдали они за орлом и за его гнездом из великолепных перьев. Там были перья синей птицы, перья красной птицы, все они были драгоценными. Повсюду валялись также головы различных птиц, их лапы и кости". Это событие было расценено как божественное знамение для основания поселения. Условия были вполне подходящими: ацтеков оттуда никто не гнал, имелся источник пресной воды, множество змей (которыми ацтеки не брезговали в голодные времена), заросли нопала, полные больших и освежающих плодов. Со временем образ этого райского местечка, увиденного измученными путниками, превратился в герб современной Мексики.
        Ацтеки занялись осушением болот и расчисткой камышовых зарослей. На квадратной площадке рядом с кактусом нопал они построили первое святилище - маленький домик, крытый камышом. Постепенно на слившихся островках возник двойной город, почти лишенный сельской округи. Возникшее в 1325 году поселение на берегу озера Тескоко стало основой ацтекской столицы Теночтитлана. Судя по поспешной реформе управления, ацтеки явно спешили избавиться от очередного бога-жреца Уицилопочтли, указания которого чуть не погубили племя. Теперь во главе племени стоял избираемый старейшинами и воинами тлатоани. Родоначальником правящей династии Теночтитлана стал избранный советом племени Акамапичтли (1376-1396 гг.), родившийся от брака знатного ацтекского воина и дочери правителя Кулуакана. Название Кулуа означает "Место тех, кто имеет предков". Таким образом, тольтекское происхождение Акамапичтли по матери дало ацтекам возможность считать себя наследниками великой культуры и претендовать на гегемонию не только в долине Мехико.
        После смерти Акамапичтли тлатоани был Уицилуитль, а в 1415 году, после его смерти, тлатоани стал его брат, Чимальпопока. С его избрания утвердилась сложная система династического наследования в государстве ацтеков. Тлатоани избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.
        Ацтеков все еще сильно притесняли тепанеки из Аскапоцалько, и впервые сумел вытеснить их с политической арены тлатоани Ицкоатль (1428-1440). Он создал военный союз с правителем Тескоко Несауалькойотлем, и в 1428 году они сумели захватить Аскапоцалько. Таким образом, в 30-е годы XV века города-победители Теночтитлан, Тескоко и вынужденно присоединившийся к ним тепанекский Тлакопан образовали политико-экономическое объединение, получившее название Тройственного союза. Оно было неравноправным: военная добыча и дань делилась между Теночтитланом, Тескоко и Тлакопаном в соотношении 2:2:1. Тескоко являлся своего рода Афинами древней Мексики, центром развития искусств, поэзии, философии и науки. Теночтитлан можно сравнить с Римом из-за четкой социальной структуры, развитого законодательства и судебного дела и постоянному стремлению к военной экспансии. Тлакопан был в положении зависимого города. В союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань. Это была высшая форма социальной организации в Мезоамерике, дальнейшее естественное развитие которой было остановлено появлением испанцев.
        К числу основных завоеваний Ицкоатля относился захват земледельческого юга и севера долины Мехико. Появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль велел уничтожить старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась чересчур скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.
        Следующим тлатоани стал Мотекусома I Старший (1440-1469). Во время своего правления он успел приумножить ацтекские земли, добавив немало плодородных областей и земель, богатых полезными ископаемыми. Так как "империя" заметно выросла, требовались новые административные реформы, которые и не заставили себя ждать. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Кроме того, Мотекусома I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Но тлатоани все еще сохранял свой обожествленный статус. Еще со времен Ицкоатля шел процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.
        При Мотекусоме I человеческие жертвоприношения приобрели особый размах. Если ранее они имели периодический характер, например, человека в жертву могли принести, когда был неблагоприятный для урожая год, или перед завоеванием, то теперь жертвоприношение становится обычным делом. Теперь между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшотсинко, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу, которое, в соответствии с новой "военно-мистической" идеологической концепцией, являлось верховным божеством ацтеков. Подданные его должны были поддерживать его, в следовательно весь мир, кровью принесенных в жертву пленников.
        После Мотекусомы I к власти поочередно пришли его внуки - Ашайакатль (1469-1481) и Тисок (1481-1486). Ашайакатль продолжал территориальные захваты за пределами долины Мехико, Тисок же провластвовал недолго, многого сделать не успел. Главной заботой обоих было подчинение покоренных народов и подавление восстаний.
        После них властвовал Ауитсотль, третий внук Мотекусомы I (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец, при котором границы Тройственного союза достигли максимально возможных размеров. Походы на юго-восточное побережье Тихого океана принесли ацтекам области, богатые какао. Если Мотекусому I сравнивают с Юлием Цезарем, то Ауитсотль, по мнению многих авторов, вполне сопоставим с Александром Македонским.
        Однако Ауитсотль не учел оборотную сторону своей захватнической политики. Территории государства стремительно увеличивались, а административные реформы не поспевали за ними. Кроме того, у ацтеков совершенно не было вьючных и тягловых животных, что сильно затрудняло передвижение и связь с окраинами страны. Начали возникать затруднения со снабжением армии оружием, так как передвижение войск часто происходило по независимым и нецивилизованным районам, где трудно рассчитывать на помощь местного населения. Внутри территории Тройственного союза находилось несколько независимых анклавов, которые не только постоянно воевали с ним, но и подрывали устойчивость его политической структуры. Другой крупной проблемой стала оборотная сторона благоденствия, которая привела к сильному перенаселению долины Мехико, особенно Теночтитлана. В конце концов это привело к недостатку пищи и пресной воды. Чтобы обеспечить столицу водой, Ауитсотль уже в последние годы своего правления вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений.
        После Ауитсотля к власти пришел сын Ашайакатля, первого внука Мотекусомы Старшего, получивший имя Мотекусома II Шокойотсин ("Молодой"). Он правил с 1502 по 1520 год и стал практически последним тлатоани ацтекского государства.
        Мотекусома II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральую Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый рам, где находились статуи всех богов покоренных племен.
        Мотекусома II все острее ощущал потребность в кардинальной реформе системы управления, что предполагало, в первую очередь, избавление от родоплеменных устоев, тормозивших развитие общества. Военно-мистическая идеология, бывшая ядром идеологии ацтеков, изжила себя. Она успела утратить свои положительные черты и превратилась в тормоз дальнейшего развития государства. Она требовала продолжения войн и большего количества жертв. Все это не могло не создавать ощущение некоего кошмарного абсурда. Мотекусома II осуществил бы необходимые реформы, окончательно перестроившие бы внутреннюю структуру общества, идеологию и религию, но не успел.
        В 1519 году в Мексике появляются испанцы. Они умело использовали недовольство многих подчиненных земель политикой Мотекусомы II и привлекли на свою сторону множество индейских союзников - тотонаков, жителей города Тлашкала, и других. В этих условиях падение ацтекского господства было практически предрешено.
        Мотекусома не сопротивлялся Кортесу, он выполнял все его требования и щедро, как только мог, одаривал испанцев золотом. В глазах его подданных его действия были вопиющим нарушением устоев военно-мистической идеологии ацтеков, но сам он понимал, что сопротивляться бесполезно, что всякое сопротивление лишь привело бы ко все большим жертвам и даже к полному истреблению ацтеков, и, уходя в плен к испанцам, фактически жертвовал собой ради своего города.
        После смерти Мотекусомы II к власти пришел его племянник, Куаутемок, но он не долго пробыл на троне: после попыток противостояния захватчикам он был казнен испанцами уже в 1525 году.

2. Культура ацтеков

Письменность, литература

        Ацтеки не имели письменности в том виде, в котором она существовала у майя или у европейцев. Письмо их было пиктографическим, а не фонетическим. У ацтеков (как, впрочем, и у других народов Месоамерики) имелись целые книги с записями-картинками истории и легенд. Эти книги назывались кодексами. Кодексы выглядели как полосы индейской бумаги, которая приготовлялась из коры одной из разновидностей фикуса, сложенные гармошкой в несколько страниц таким образом, что на ширину каждой страницы приходилось в среднем от 9 до 12 см, а высота страницы обычно не выходила за рамки 20-30 см. Однако есть и исключения: доиспанский рисуночный кодекс индейцев науа в высоту составлял 51 см, послекортесовский миштекский кодекс Антонио-де-Леон - целых 1,63 м.
        Чтобы книга не мялась, ее в сложенном виде с обеих сторон покрывали "обложками" - двумя деревянными, иногда обтянутыми ягуарьей шкурой, дощечками, которые скреплялись ремешками-застежками.
        Естественно, владели грамотой далеко не все, прежде всего представители правящей элиты, жрецы и специальные писцы. Краска наносилась на бумагу с помощью своеобразной кисточки или заостренной палочки.
        Содержание книг состояло из нескольких тематических разделов, которые в пространственном отношении охватывали лишь по несколько страниц. Кроме того, каждая страничка была поделена на несколько "параграфов". Так как жрецу, для того, чтобы читать рукопись, требовалось видеть весь раздел целиком, то раздел открывался полностью и в длину был около 70-80 см, или около 7 страниц. Бывают, правда, тематические разделы с большим количеством страниц - 14 или 16, но в этом случае предусмотрительные писцы разделяли каждый раздел еще на несколько подразделов, чтобы сохранить стандарт раскрытой полосы, не превышающий тех же 80 см.
        Возраст книг как предметов был небольшой, существовала традиция регулярного переписывания - "обновления" - старых книг, которые попросту сгнивали во влажном климате или их поедали жуки. На сегодняшний день существует всего несколько пиктографических книг: Кодекс Аскатитлан, Кодекс Шолотля, Кодекс на кресте, и другие.
        Пиктографическое письмо ацтеки придумали не сами, они позаимствовали его у миштеков, которые разработали особый художественный стиль, получивший название "миштека-пуэбла". Ацтеки официально признали этот стиль в качестве "имперского", и он стал своеобразной визитной карточкой "мексиканского" искусства.
        Литература ацтеков дошла до нас в основном в том виде, в котором она была записана первыми прибывшими в XVI веке в Мексику европейцами. Традиционно тексты заучивались наизусть и воспринимались на слух. Книги же служили всего лишь своеобразной "памяткой" для рассказчика. Ацтекская литература включала в себя сакральные тексты и гимны, многочисленные исторические тексты, поучения и наставления, бытовые рассказы. Но подлинным шедевром ацтекской литературы считается поэзия. Авторство некоторых из произведений осталось неизвестным, но сохранились и подлинные имена поэтов, писавших на языке науатль. Самым знаменитым считается Несауалькойотль (1402-1472) - автор изысканной философской лирики, явно противоречащей общегосударственному боевому настрою "воинственных" ацтеков. Несауалькойотль был сыном отрекшегося от престола в 1414 году и убитого на церемонии передачи власти Иштлильшочитля. Ацтеки помогли Несауалькойотлю вернуть себе власть в 1431, и с тех пор он был правителем Тескоко. Среди ацтеков он прославился не столько как поэт и ученый, сколько тем, что разгромил извечных врагов - тепанеков - и присоединил их территории.
        Стихи его сохранились не полностью, только отрывками:

Я пью какао,
им я наслаждаюсь;
сердце мое весело,
сердце мое радостно,
сколько бы ни прожил
на земле я дней,
все они пройдут
в уголке жилища бога.

Вот и допил я прекрасное какао,
сердце мое плачет и болит,
только лишь страдаю на земле я.

Правда ли то, неужели то правда,
Что вся наша жизнь проходит на этой земле?
Нет, не вся это жизнь - лишь один ее миг!
Здесь зеленый нефрит превращается в крошку,
Украшенья из золота обращаются в прах,
И даже прекрасные перья кецаля тускнеют…
Нет, не вся это жизнь - лишь один ее миг!

        Кажется странным, что народ, создавший подобную литературу, не пользовался фонетическим письмом. Хотя это так, все же предпринимаются попытки обнаружить, каким образом знаки науа могли читаться.

Изобразительное искусство

        Ацтеки были великолепными мастерами монументальной скульптуры и мелкой пластики. Изображения людей в ацтекской скульптуре даны в неподвижно застывших позах, жесты их рук строго зафиксированы, лица похожи на маски. Глаза либо лишены зрачков, либо инкрустированы разноцветными камнями и перламутром. Эта иллюзия живого взгляда на мертвенно-серой, предельно обобщенной поверхности каменной маски создает странный эффект: глаза как бы сосредотачивают в себе огромную напряженность внутренней жизни, и по контрасту с ними еще более неподвижными, застывшими воспринимаются лица и фигуры этих людей. Мертвое и живое тесно переплетаются в ацтекских скульптурах, выступают в устойчивом равновесии, что и определяет их мрачный, напряженный, отрешенный от всего случайного и преходящего художественный образ.
        Ацтекские мастера с одинаковым искусством выполняли как скульптуры, так и рельефы монументальных и миниатюрных размеров, в равной степени владея символическим и натуралистическим стилями. Для скульптурных произведений широко использовалась обожженная глина. Обычно фигуры выполнялись в пассивной позе, чаще в сидячем положении. Самыми изящным произведениями ацтекской скульптуры являются изображения молодых богов и богинь, покровительствовавших урожаю. Всемирной славой также пользуются и такие, сохранившиеся до наших дней скульптуры как "Грустный индеец", "Голова мертвого", статуя бога Шочипилли и др.
        В искусстве рисования фресок ацтеки достигли не таких больших высот, как майя, в основном рисуя фрески на исторические темы.
        Вообще в изобразительном искусстве ацтеков не было места изображений индивидуальной личности. Там безраздельно господствовали религиозная символика и условности в передаче образов. Однако отсутствие портретного сходства не означает, что персонажи индейского искусства вовсе были лишены индивидуальности. Последняя поддерживалась разницей в одежде (социальный статус), наличием атрибутов власти и даже различием этнических типов.
        Очень искусны были ацтеки в составлении мозаичных изображений из перьев, да и вообще в творении перьевых украшений и знаков отличия. Это искусство передалось им по наследству от тольтеков. Их изделия покупались и стоили недешево, поэтому они были богатыми. К сожалению, перья - материал недолговечный, и очень немного их творений дошло до наших дней.

Архитектура, города

        Города ацтеков, и прежде всего величественный Теночтитлан, были первым, что поразило воображение испанцев. Тогда здесь проживало около полумиллиона жителей - и по сей день воздвигнутый на древних руинах Мехико сохраняет статус самого населенного города мира. Эта великолепная столица с ее строгим делением на четыре части, точкой схождения которых был ритуальный центр, стала шедевром архитектуры ацтеков. Три дамбы соединяли островной город с сушей. Для защиты от наводнений была построена каменная плотина (Истапалапская дорога). В островной части Теночтитлана функции улиц выполняли каналы с дорожками, пересекавшиеся мостами. Для доставки питьевой воды в этот огромный город сооружались огромные акведуки.
        В архитектурном плане Теночтитлан, как и другие города ацтеков, выглядел как большая главная площадь, окруженная постройками. Главная площадь, расположенная в ритуальном центре, была окружена прямоугольными пирамидами с храмами и дворцами из адобов. Она использовалась для проведения праздников, общих собраний и некоторых ритуалов. Основным сооружением ритуального центра была пирамида Главного храма со святилищами Уицилопочтли и Тлалока на вершине. Священный центр был окружен стеной, длина которой достигала 500 м. Дворец тлатоани располагался за пределами ритуального центра. В городе насчитывалось множество зданий - храмов, школ, служебных построек. На огромной площади Тлателолко, к северу от центра, располагался самый крупный из всех рынков древней Мексики - тиангис. Он был настолько велик, что шум его был слышен на расстоянии пяти километров. Берналь Диас описывает его: "На площади толпилось множество людей - одни покупали, другие продавали. Это зрелище поражало организованностью, порядком, большими размерами и изобилием людей даже солдат, которые успели побывать по многих местах мира, в Константинополе и в самом Риме".
        Захваченный испанцами Теночтитлан насчитывал около полумиллиона жителей, то есть, это был самый населенный город в мире. И по сей день Мехико сохраняет этот статус. Город, по описаниям Кортеса, был великолепен, однако во время войны с ацтеками полностью разрушен. На руинах Теночтитлана был воздвигнут колониальный Мехико, ставший столицей вице-королевства Новая Испания. Но из недр земли все еще появляются следы древнего города. Так, в 1969 году при строительстве метро рабочие извлекли из земли статую Кецалькоатля в образе бога Ветра Эхекатля и статую богини Коатликуэ.

Наука и образование

        Жители Мезоамерики были выдающимися учеными, однако ацтеки, как одни из последних, перенявших их научные знания, сильно упростили научную традицию.
        Например, у древних майя существовало несколько календарных циклов: кин (день), вайеб (пять дней без имени в конце каждого года), 9-тидневный цикл, связанный с луной, 13-тидневная неделя, виналь (20-тидневный месяц), цолькин (13 месяцев по 20 дней, т.е., 260 дней), тун (360 дней), хааб (год, 265 дней), 5 лет (цикл Венеры), катун (20 тун = 7200 дней - примерно 20 лет), 65 лет (большой цикл Венеры, т.е., 13 пятилетних циклов), бактун (20 катун, примерно 394 года), пиктун (20 бактун, примерно 8000 лет). Начинали майя свое летоисчисление с 12 августа 3114 года до нашей эры. Пояс зодиакальных созвездий состоял из 13 созвездий (между созвездиями Скорпиона и Стрельца довольно большую площадь занимает созвездие Змееносца), и время поворота Зодиака на одно "деление" (созвездие) как раз было равно бактуну. Нетрудно понять, что полный оборот Зодиака - это блок по 13 единиц, примерно равный 5125,4 годам. Если взять пять таких блоков, получится 65 бактун, то есть, примерно 26 тысяч лет. Кроме того, цифра 65 соотносится еще и с большим циклом Венеры, что делает расчеты Майя еще более гармоничными.
        Итак, у майя существовало пять огромных блоков-эр по 5125,4 лет. При этом смена блоков не считалась "концом света", как можно было бы предположить.
        У ацтеков же существовал увлекательный, но невразумительный миф о "Пяти Солнцах", где каждое из "Солнц" знаменуется созданием мира и концом света. Подробнее о них в разделе о религии ацтеков.
        Однако ацтеки все равно были выдающимися математиками. Их система исчисления была двадцатеричной, и это позволяло им легко оперировать огромными числами. Кроме того, они (от майя, разумеется) узнали понятие нуля. Майя же открыли его задолго до того, как он был открыт в XV веке в Индии. Этому способствовало написание цифр по вертикали. Понятно, что двадцатеричная система пошла от количества пальцев на конечностях. Поэтому же промежуточным числом было пять, то есть, количество пальцев на одной руке.
        Но не только от майя переняли науку ацтеки. Их медицинское умение пошло от сапотеков - мастеров черепных трепанаций. Эти операции, правда, не пользовались у ацтеков большой популярностью. Сейчас неизвестно, использовалась ли при операциях какая-нибудь анестезия, хотя она вполне могла использоваться: ею могли бы быть психоделические растения и грибы, использовавшиеся для облегчения мук жертв жрецов. Однако достоверно известно, что после таких операций пациент зачастую оставался жить! Трепанированные черепа, найденные археологами, имели уже начавшее зарастать костной тканью с боков отверстие. Неизвестно, с какой целью это делалось: с чисто медицинской или ритуальной, - но другие народы иногда просверливали отверстия в черепной коробке для уменьшения внутричерепного давления.
        За недолгую свою историю мешикское государство сумело выработать специальную систему "искусства воспитания и обучения людей" - тлакауапауалицли. О ее массовом претворении в жизнь заботились школы, называвшиеся тельпочкалли и кальмекак. Независимо от социального положения все без исключения юноши должны были по исполнении 15 лет поступить в ту или иную школу. Там не существовало классовой дифференциации. Ознако в кальмекак определяли предпочтительно детей пилли (аристократов) и мальчиков, выделившихся своими способностями в тельпочкалли, куда, как правило, попадали дети свободных общинников - масехуалей.
        Исследователь Лопес Аустин охарактеризовал этот процесс так: "Пипильтины (учителя) выбирали из всех тельпочкалли самых способных учеников и в награду переводили их в собственную школу - кальмекак. Народ, расценивавший это как высокую честь, не замечал причинявшегося ему жестокого кровопускания". Другими словами, имела место "утечка мозгов" в пользу правящей верхушки. Известно, что кальмекак были центрами, где тламатиниме (мудрецы) обучали вершинам науки науа.
        Кальмекак являлись центрами высокой специализации, нацеленными на подготовку представителей правящего класса - жрецов, тлатоани, судей, математиков, астрологов, тлакуилоа (писцов и толкователей записей в книгах) - одним словом, новых тламатиниме, призванных передавать знания, накопленные предшественниками науа в течение веков. Преподавались там так же и другие дисциплины, как ораторское искусство и владение правильной и культурной речью - тепилатолли; божественные песнопения, содержавшие основы религии и философии науа; астрология - для ориентации в сложных хронологических и астрономических системах, как, например, в "книге судеб" (тоналаматль), где толковались знаки пророческого календаря из 260 дней; толкование "книг лет" (шиуматль), то есть, истории мешиков; основы морали и права, суровый распорядок общественного и личного поведения. Оба последних предмета входили и в программу тельпочкалли.
        Несмотря на такую систему образования, наука все-таки не была ориентирована на народ. Это были в основном философские, астрономические и астрологические знания, не находившие себе применения нигде, кроме жречества. Ацтеки знали колесо, но не пользовались им нигде, кроме как в игрушках. Люди продолжали носить грузы на своих спинах. Удивительно, каким образом им удалось построить свои пирамиды без рычагов и колеса. За неимением никаких прирученных животных, кроме собак, приходилось обучать специальных бегунов на дальние расстояния. Также процветал ручной труд.<.p>

Быт, жизнь ацтеков

        Жили простые ацтеки в небольших прямоугольных каменных домах без окон. Впрочем, часто в домах были патио - внутренние дворики, света от которых хватало для освещения окружавших патио комнат.
        Ацтеки были изобретателями оригинальных плавучих огородов - чинамп. Из веток делалась решетка, на которую накладывалась трава, земля, ил, несколько ив по бокам чинампы, чтобы удержать огород на месте. Вся эта конструкция плавала у берегов рек. В реке было несколько "укорененных" ивами чинамп, проходы между ними были довольно узкими, получалось, что крестьянин вплотную подплывал по каналам к своей чинампе и собирал урожай.
        Жизнь богатых жителей ацтекских городов была подобна жизни богатых в Средневековье, они жили в специальном "богатом" районе города, имели несколько слуг и рабов, причем эти слуги и рабы жили не в их доме, а в своих собственных домах и приходили к ним работать. Статус раба не передавался по наследству, да и сам раб мог выполнить какую-то требующуюся от него работу и освободиться. Рабами могли становиться как преступники, так и простые люди, желающие заработать.
        Очень популярны у ацтеков были изделия из перьев. Эта страсть к изготовлению перьевых мозаик на щитах и одежде пришла еще от тольтеков, которые считались подлинными мастерами этого дела. Мастера, которые работали с перьями, назывались амантеками. К сожалению, перья - материал весьма недолговечный, поэтому за пять веков сохранилось только очень и очень немногое.
        Денег в современном (да и в средневековом) их понимании у ацтеков не имелось - товарообмен у них был бартерным. Использовались в основном естественные средства обращения: какао-бобы, холсты (куски индейской ткани, называвшиеся куачтли), золотой песок (россыпью или в особых трубках, сделанных из остова птичьего пера), золотые нити, драгоценные камни, медные бубенчики, особые Т-образной формы изделия (длиной в ширину ладони), рабы, перья редких птиц.
        До нас дошли отрывочные данные относительно цен на товары, какие имели место на ацтекском рынке (например, за 65-100 бобов какао можно было купить кусок ткани, за 40 куачтли - раба, умеющего петь и танцевать, и так далее.).
        Ацтеки не знали гончарного круга, но тем не менее, лепили замечательные сосуды методом формовки и изготавливали ленточную керамику. Их керамика, называемая в археологии "ацтекская оранжевая керамика", необычайно разнообразна.
        Ацтеки одевались в плащи из хлопка и шерсти ламы, подобные римским тогам. Под плащи они надевали штаны, рубашку или просто набедренную повязку. Ацтекские женщины таких плащей не носили, они одевались или просто в штаны и рубашку, или в длинное хлопковое платье. Одежда у богатых была ярко раскрашена натуральными красителями (например, кошенилью, ягодным соком), у несостоятельных же индейцев одежда часто была натурального сероватого цвета. Волосы стригли коротко, до плеч или короче.
        Выбор пищи в таком щедром уголке мира, как долина Мехико, был невероятно богат. Из растений ацтеки могли питаться ананасами, какао, картофелем, маисом, томатами, злаками и многим другим. Однако мясных продуктов было немного: мясо ацтеки добывали охотой, исключение составляли собаки - одно из немногих прирученных ацтеками животных. В самые голодные годы (например, во время гонения ацтеков тепанеками) они не брезговали даже змеями.

Религия

        Основные мотивы ацтекской мифологии - вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д.), развитие вселенной по определенным этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов (некоторых - ежедневно) человеческой кровью, без чего они погибли бы. Смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений. У ацтеков редки указания на родственные отношения божеств. В то же время для их системы характерно одновременное сочетание единичности и множественности божеств. Так, например, есть бог дождя Тлалок и множество тлалоков, живущих на горных вершинах, Тескатлипока белый (одновременно Кецалькоатль) и Тескатлипока красный (одновременно Шипе-Тотек).
        Согласно "Истории мексиканцев по их рисункам" (историческия хроника 16 в. на испанском языке неизвестного автора), верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал" ("История Мексики" А. Теве). Из богини сделали землю, из ее волос - деревья, цветы и травы, из глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кецалькоатль и Уицилочипотли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине - прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра (Оселотонатиу, Солнце Ночи, Солнце Земли), в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре (Экекотонатиу, Солнце Дыхания) солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал Тлалок, и его эра (Киаутонатиу, Солнце Огненного Ливня) закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре (Атонатиу, "Четыре вода", Солнце Воды) солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра (Наоллин, Солнце Движения) с богом солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами.
        Согласно мифам, вселенная была разделена на 4 части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящен Тлалоку и богу туч и звезд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, т. к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определенный бог) и на 9 преисподних (Миктлан).
        Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп. К первой, наиболее древней по своему происхождению, относятся боги стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль, Коатликуэ и др.), во вторую входят трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уицилопочтли, Тескатлипока и Кецалькоатль. Следующая объединяетбогов звезд и планет: Тонатиу, бога луны - Мецтли, Мишкоатля, бога планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звездных богов севера - Сецон-Мимишкоа и др. К четвертой принадлежат боги смерти и преисподней Миктлантекутли, его жена Миктлансиуатль, Тлальтекутли и др. Довольно многочисленны божества опьяняющего напитка октли, изготовляемого из агавы: Майяуэль, Патекатль и др. К последней группе принадлежат боги-творцы: Тлоке Науаке, Ометекутли, Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, - формально возглавлявшие пантеон ацтеков. Большинство божеств имело антропоморфный облик; лишь у некоторых имелись офиоморфные (змеевидные) и териоморфные черты.

3. Социальная, экономическая и политическая жизнь

Экономика

        К моменту Конкисты Тройственный Союз имел около пятисот древних городов и поселений-данников. Вся сумма дани делилась между Теночтитланом, Тескоко и Тлакопаном в пропорции 2:2:1, хотя в период, предшествовавший испанскому завоеванию, это соотношение изменилось в пользу Теночтитлана.
        Как правило, государству отдавали треть всего, что производилось, например, земледельцы платили треть урожая, ремесленники - треть сделанных изделий, торговцы - треть выручки от торговых операций. Никаких выплат не делали знать, жрецы, рабы. Кроме того, простого воина-общинника можно было освободить от дани за храбрость.
        Меньше платили те народы, которые при завоевании оказывали Теночтитлану наименьшее сопротивление. Тем, кто сопротивлялся сильнее, назначалась большая дань, а восставшим народам дань увеличивалась в два раза.
        В ацтекском обществе существовала торговля, определенным образом стимулировавшаяся характером его экономической структуры: специализация в сельском хозяйстве и ремесле (в разных районах Тройственного союза существовали свои традиционные центры по выращиванию сельскохозяйственных культур и развитию определенных видов ремесла); потребности громоздкого двора тлатоани; статьи дани, накладываемой ацтеками на регионы, не всегда можно было выполнить на основе местного производства, что нередко заставляло искать предметы ремесла или земледелия через обмен с другими областями союза. Изучение истории ацтеков и Тройственного союза позволяет отметить, что с эпохи Итцкоатля торговля и торговцы начинают последовательно утверждаться в экономике и социальной структуре. Ацтекские завоевания имели следствием не только расширение территории, но и упрочение позиций торговли и обмена.
        Тот факт, что ацтеки не знали колеса (то есть, они его знали, но не использовали в производстве), гончарного круга, очень мало использовали металл, служил очень большим тормозом для экономики государства. Однако этот тормоз в какой-то степени возмещался большими достижениями в аграрной технике (чинампы, использование ила в качестве удобрений) и высокой концентрацией рабочей силы в ремесленной отрасли (почти все жители Тройственного Союза занимались ремеслом).

Общество и распределение политической власти

        Общество ацтеков делилось на социальные группы - кальпулли. В городе существовали социальные кварталы ремесленников. Надо всеми стоял тлакатекутли - "владыка всех людей". Он осуществлял верховную власть - военную, политическую и религиозную, как тлатоани. Его окружала свита государственных чиновников, военных вождей и жрецов. Все они принадлежали к аристократам - пилли ("дети господ") и обладали определенными привилегиями, например, освобождались от налогов. Основную часть населения составляли земледельцы и ремесленники - масехуали, или свободные общинники. Ремесленники селились в специальных кварталах - ювелиров, составителей мозаик, камнерезов, мастеров по украшениям из перьев, строителей, гончаров и так далее. Большую группу населения составляли рабы - тлатлакотин, подвергавшиеся принудительному труду. Ими становились военнопленные и преступники, что было характерно не только для древнего Мехико, но и для государства инков.
        Почтека - торговцы - занимали обособленное и достаточно высокое положение в обществе. В качестве купцов они перемещались по всей стране, занимались обменом продуктов, а также сбором налогов, причитавшихся с племен, подчиненных тлакатекутли ацтеков. Свидетельство об этом сохранилось в "Реестре дани" Мотекусомы - своеобразном пиктографическом списке. Ныне он хранится в Национальной библиотеке Музея антропологии и истории Мехико. Денег в современном представлении в обществе ацтеков не было, как уже неоднократно говорилось, как не было и понятия о наживе. Золото ценилось лишь как предмет роскоши. Статус почтека поддерживался и благодаря из деятельности "на благо правителя", так как во время постоянных странствий свои прямые обязанности они сочетали со шпионскими.
        Производство осуществлялось силами огромного числа масехуалей, организованных в 20 кальпулли, или кланов. Общественные производственные единицы обрабатывали общественные земли посредством труда, регламентировавшегося и возглавлявшегося специальным начальником - кальпуллеком. В его обязанности входило распределение между семьями земельных участков и продукта производства, предназначенного для содержания не только семьи, но и государственного аппарата - тлатокатлалли и жречества - теопантлалли.
        Изначально каждый кальпулли имел собственно главу - кальпуллека, собственное божество и собственного жреца. Во главе общества стоял тлакатекутли. Переселявшиеся ранее с места на место кальпулли постепенно обосновывались на определенных, поровну делившихся между ними территориях. Таким образом, земли, предназначавшиеся для обработки, становились собственностью кальпулли, главы которых распределяли участки для возделывания и сбора урожая уже между конкретными семьями.
        Семья лишалась права на обработку земли, если в течение двух лет земля оставалась незасеянной. В таком случае кальпулли перераспределял этот участок во владение другого главы семьи. В случае смерти или болезни владельца земля предоставлялась в пользование его старшего сына, на плечи которого возлагалась и вся ответственность за содержание семьи.
        По мере усложнения структуры семьи ацтеков право на землевладение продолжало определяться системой социальной стратификации. Например, различие между пилли и масехуалем начиналось с отношения к земле. Пилли был собственником и использовал для обработки рабочую силу, не принадлежащую ни одному из кальпулли, то есть, тлатлакотин, или рабов. Масехуали же, как известно, пользовались лишь правом сбора урожая с арендованных земель, распределенных между семьями кальпулли. Потому они лишь формально являлись собственниками урожаев и обладателями права наследования. Кроме того, масехуали самостоятельно обрабатывали земли - и для себя, и для общины.
        20 кальпулли Теночтитлана были представлены своими кальпуллеками в Высшем совете этого города-государства. Теоретически такой орган власти должен был обладать значительной силой. При этом надо учитывать, что ему придавались различные функции - административные, политические и правовые. Он же распределял земли между кальпулли, устанавливал взносы и налоги на государственные, жреческие и военные нужды, назначал четырех военачальников Теночтитлана. Отношения между членами мешикского общества регулировались обычным, гражданским и уголовным правом.
        Четыре военачальника, назначаемые Высшим советом, в соответствии со строгим соблюдением изначального права наследования по мужской линии избирали Верховного правителя - тлатоани. Преемника тщательно выбирали по его достоинствам среди братьев умершего тлатоани, а если таковых не было, то среди его племянников - сыновей братьев. Известно, что в брак тлатоани вступали с женщинами-пилли (аристократками) из других городов-государств. Истоки столь сложной столь сложной системы династического наследования восходят к избранию Чимальпопоки после смерти его брата Уицилуитла в 1415 году. Последний тлатоани Куаутемок, казненный Кортесом в 1525 году, был племянником Мотекусомы II и внуком Ауисотля.

новости  игры  кабинетки  творчество  костюмы  склад  о нас  ссылки  форумы  гостевая  фотоальбом  карта сайта

Каталог Ресурсов Интернет