на главную
новостиигрыкабинеткитворчествокостюмсклад Ролевые игры в ЧГ о насссылкифорумыгостеваяфотоальбомкарта сайта

Т Р О С Т Н И К О В Ы Й  Г О Р О Д
Боги

        Вот теперь берегитесь :). Я перехожу на жесткий штурм вашей бедной головы, поскольку постараюсь написать обо всех их богах, чтобы вы видели, что вообще представляет из себя их религия :)
Сначала возьму просто статью "Индейцев Центральной Америки мифология", как она там называется. И это только для затравки :) Правда, я ее слегка подредактировала - убрала те, места, которые непосредственно к тольтекам и ацтекам не относятся, чтобы вы окончательно не запутались.

        ...В 7 веке в Месоамерике появляются тольтеки. Согласно "Истории мексиканцев по их рисункам" (историческия хроника 16 в. на испанском языке неизвестного автора), верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал" ("История Мексики" А. Теве). Из богини сделали землю, из ее волос - деревья, цветы и травы, из глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кецалькоатль и Уицилочипотли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине - прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.
<...>
        Основные мотивы ацтекской мифологии - вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д.), развитие вселенной по определенным этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов (некоторых - ежедневно) человеческой кровью, без чего они погибли бы. Смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений. У ацтеков редки указания на родственные отношения божеств. В то же время для их системы характерно одновременное сочетание единичности и множественности божеств. Так, например, есть бог дождя Тлалок и множество тлалоков, живущих на горных вершинах, Тескатлипока белый (одновременно Кецалькоатль) и Тескатлипока красный (одновременно Шипе-Тотек). Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар") [еще она называется Солнце Ночи, Солнце Земли, Оселотонатиу], в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") [еще называется Солнце Дыхания, Экекотонатиу] солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") [еще называется Солнце Огненного Ливня, или Киаутонатиу] закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре вода") [Солнце Воды, Атонатиу] солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") [Солнце Движения, Наоллин] с богом солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами.
        Согласно мифам, вселенная была разделена на 4 части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящен Тлалоку и богу туч и звезд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, т. к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определенный бог) и на 9 преисподних (Миктлан).
Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп. К первой, наиболее древней по своему происхождению, относятся боги стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль, Коатликуэ и др.), во вторую входят трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уицилопочтли, Тескатлипока и Кецалькоатль. Следующая объединяетбогов звезд и планет: Тонатиу, бога луны - Мецтли, Мишкоатля, бога планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звездных богов севера - Сецон-Мимишкоа и др. К четвертой принадлежат боги смерти и преисподней Миктлантекутли, его жена Миктлансиуатль, Тлальтекутли и др. Довольно многочисленны божества опьяняющего напитка октли, изготовляемого из агавы: Майяуэль, Патекатль и др. К последней группе принадлежат боги-творцы: Тлоке Науаке, Ометекутли, Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, - формально возглавлявшие пантеон ацтеков. Большинство божеств имело антропоморфный облик; лишь у некоторых имелись офиоморфные (змеевидные) и териоморфные черты.

        Так. С этим вроде покончено. Теперь перехожу к каждому богу в частности. В алфавитном порядке.

        Ицпапалотль - ("обсидиановая бабочка"), богиня судьбы, связанная с культом растений. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах.

        Кецалькоатль - ("змея, покрытая зелеными перьями" или "драгоценный близнец"), одно из трех главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Ээкатль (бог ветра), Тлауискальпантекутли (бог планеты Вверена), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. К. - сын Мишкоатля и Чимальмат. К. добывает людям пищу: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зерна маиса, выкрадывает их и передает людям. К. научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звезд и вычислять даты по календарю. В этот же период у К. появляются и функции покровителя жречества: по мифу, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последующий период К. вступает в борьбу со своим антиподом Тескатлипокой. К. изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями.

        Майяуэль - первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Изображалась в виде женщины с 400 грудями.

        Макуильшочитль - ("пять - цветок"), Шочипилли ("владыка цветов"), бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанным сердцем. М. считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч.

        Миктлан - [это не бог, но знать тоже не помешает] подземный мир. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку - покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя М. - Миктлантекутли, умерший подносил ему дары и получал свое место в одной из девяти преисподних. В М. попадали все, за исключением воинов, утопленников и женщин, умерших от родов.

        Миктлантекутли - ("владыка Миктлана"), бог подземного мира и преисподней. М. изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы, его спутники - летучая мышь, паук и сова. Согласно мифу, Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю к М. за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что М. недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный М. преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кецалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.

        Мишкоатль - ("облачная змея") Истак Мишкоатль ("белая облачная змея"), Камаштли, бог звезд и туч, отец Уицилопочтли и Кецалькоатля. Связывается с культами Уицилопочтли и Кецалькоатля. Изображался с копьеметалкой и дротиками в руках.

        Нагуаль - дух-двойник, покровитель новорожденного. Обычно Н. мыслился в териоморфном облике. Для определения Н. около хижины рассыпали песок; появившиеся утром на нем следы и указывали животное. Н. имели и боги; так, у Кецалькоатля Н. был Шолотль, у Тескатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орел.

        Патекатль - ("он из страны лекарств"), божество, олицетворение трав и корней, необходимых для приготовления октли, муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках.

        Сипактли - чудовище, олицетворение земли, имевшее вид аллигатора или рыбы.Боги-творцы Кецалькоатль и Тескатлипока, изловив С., создали из нее землю. Другое олицетворение земли - Тлальтекутли, имевшее облик полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, С. - жена Тлальтекутли [вот странно... выше написано, что Тлальтекутли - богиня...].

        Сиуакоатль - ("женщина-змея"), Тонацин ("наша мать"), одно из древнейших божеств, богиня земли, деторождения и войны, мать Мишкоатля. Изображается в виде молодой женщины с ребенком в руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооруженная копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. С. - покровительница сиуатетео - духов женщин, умерших при первых родах. Культ С. Был особенно популярен в ипостаси Тонацин.

        Тескатлипока - ("дымящееся зеркало"), божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Т. странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки Т. - звездный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Т. первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Т. был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
В ацтекских мифах Т. часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уицилопочтли в их деяниях. По представлением ацтеков, Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звездами, поэтому он изображался с черным лицом, покрытым поперечными желтыми полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звездному небу). По некоторым мифам, Т. превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. Сопутствующим опознавательным символом Т. является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укрепленное или на виске, или на обрубке ноги; в нем он мог видеть все, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через нее Т. видит все сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Т. является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на желтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трех его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Т. - красный Т. (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).
Т. считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим все в ночи, судьей и мстителем за все злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей. Его эпитеты: "тот, кто распоряжается по своему усмотрению", "тот, рабами которого мы все являемся". Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Т. принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Т., получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Т. считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Т. в этом облике были найдены в Теотиуакане.
Т., вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племен науа он сливается с божеством звездного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Т. вместе с Кецалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом. Т. широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Т. - красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.

Тлалок - ("заставляющий расти"), бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Его культ получил распространение со 2 в. до н. э., потеснив более древний культ Кецалькоатля. Т. изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Т. - зубчатая корона, тело - черного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
По представлениям ацтеков, Т. - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живет на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырех углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Т. иногда изображался в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Т. ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождем, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озера. С Т. были связаны лягушки и змеи. Т. насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Т. была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ.
Изображения Т. бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. На горе Тлалок близ Теночтитлана была воздвигнута большая статуя Т. из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.

        Тласольтеотль - ("богиня - пожирательница грязи"), богиня земли, плодородия и покаяния (отсюда ее имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Т. - одно из древнейших божеств Месоамерики. Т. известна также под другими именами: Тоси ("наша бабушка"), Ишкуина, Тетеоиннан ("мать богов"), Чикунави-акатль ("девять тростник") и др. Т. изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки - носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепелки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица желтая. На празднике в честь Т. приносили в жертву девушку, из ее кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое ее воссоединение с богом войны и солнца Уицилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Т. (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Т. считалась покровительницей грешников.

        Тлоке-Науаке - ("тот, кто содержит все в себе"), Ипальнемоуани ("тот, кем мы все живем"), в мифологии ацтеков верховное божество. Первоначально Т.-Н. - один из эпитетов бога-творца Тонакатекутли и бога огня Шиутекутли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения Т.-Н.

        Толлан - ("место тростников"), главный город тольтеков - столица, которой правил добрый бог Кецалькоатль. Т. представляли местом изобилия и красоты, где растут самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, строят дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Миф о Т. как о своеобразном рае сложился очень давно, очевидно, еще во времена ольмеков. Впоследствии это название переносилось многими народами на свои столицы или древние, или уже прекратившие существование города. Можно предполагать, что в разное время Т. называли Теотиуакан, Шочикалько, Тулу, Чолулу, Чичен-Ицу и другие города-государства. "Летопись какчикелей" (майяский источник 16 в.) говорит, что было несколько Т.

        Тонакатекутли - ("владыка нашего существования"), Ометекутли, Ситлалатонак, верховныйбог. Т. вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кецалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (тринадцатого) неба. Т. и его жена не имели специального культа.

        Тонатиу - ("солнце"), Куаутемок ("нисходящий орел"), Пильцинтекутли ("юный владыка"), Тотек ("наш вождь"), Шипилли ("бирюзовый царевич"), бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Т. должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый деньего путь до зенита сопровождатся душами принесенных в жертву воинов, павших в битве. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре им стал Т. под календарным именем Науи Лоин (" четыре движения") [или Наоллин, Солнце Движения]. О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространенным был следующий. После сотворения мира (начало пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал "потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Теккистекатль ("находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костер, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Теккистекатль - луной - богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде диска черного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик. Т. - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орел. Культ Т. был одним из самых важных в ацтекском обществе.

        Уицилопочтли - ("колибри левой стороны" или "колибри-левша"), верховное божество. Стал богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа У. связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение У. из хлебного теста с медом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах У. выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями "воинов-орлов". У изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или с копьеметалкой и дротиками. У. - одно из наиболее почитаемых божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь У. сооружен храм в Теночтитлане.

        Уиштосиуатль - ("соляная женщина"), богиня соли и соленых вод, старшая сестра бога дождя Тлалока. Один из источников называет У. женой бога смерти Миктлантекутли. Считалась покровительницей распутства. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках.

        Уэуэкойотль - ("почтенный старый койот"), бог песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипилли). Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках.

        Чальчиутликуэ - ("она в одежде из нефрита"), Матлалькуейе ("она в голубой одежде"), богиня пресной воды, озер, морей и рек, жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звезд северной части неба). Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вокруг щек. Ч. - покровительница путешествующих по воде.

        Шилонен - ("мать молодого маиса"), богиня молодого маиса. Изображалась в виде девушки, одетой в желто-красное платье. Считалась покровительницей бедняков.

        Шипе-Тотек - ("наш вождь ободранный"), Тлатауки Тескатлипока ("красный Тескатлипока"), Ицтапальтотек ("наш вождь плоского камня"), божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева. Ш.-Т. был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Чаще всего Ш.-Т. изображается в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице Ш.-Т. маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове - коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкина хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. У всех народов Центральной Америки существовал праздник с обрядом жертвоприношения Ш.-Т., на котором жрецы, облачившись в кожу принесенных в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.
Ш.-Т. был покровителем золотых дел мастеров. В процессе синкретизации Ш.-Т. частично слился с Тескатлипокой в его красной ипостаси.

        Шиутекутли - ("владыка года"), бог огня и вулканов. Ш. был богом огня, как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чем свидетельствуют его другие имена и ипостаси: Цонкастли ("желтоволосый"), Куэсальцин ("пламя"), Тота ("наш отец"), Уэуэтеотль ("очень старый бог"), Тлальшиктеника ("сидящий в пупе земли"), "мать богов, отец богов" и др. У ацтеков Ш. изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину черной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка; в руках у него или жезл и щит, или копал (курительная смола) и кадильница. На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно.

        Шочикецаль - ("цветочное перо"), Се атль ("один вода"), Масатеотль ("оленья богиня"), богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Ш. обычно изображалась в виде молодой женщины в клетчатой юбке с двумя косами или двумя пучками перьев кецаля в волосах. Она = первая женщина, пришедшая с Пильцинтекутли (см. Тонатиу) из земного рая Тамоанчана; в других источниках Ш. - жена Тлалока, похищенная у него Тескатлипокой; мать первых небесных близнецов - Кецалькоатля и Шолотля; жена Макуильшочитля или Шочипилли. Испанские источники 16 в. сравнивают ее с римской Венерой. У ацтеков Ш. считалась покровительницей жен, ткачей, любящих, художников, распутниц, скульпторов.

        И того 23 бога + собирательное наименование "Нагуаль". + мирные жители ;-)

новости  игры  кабинетки  творчество  костюмы  склад  о нас  ссылки  форумы  гостевая  фотоальбом  карта сайта

Каталог Ресурсов Интернет