на главную
новостиигрыкабинеткитворчествокостюмсклад Ролевые игры в ЧГ о насссылкифорумыгостеваяфотоальбомкарта сайта

И Г Р Ы

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N

Культура и быт уездных городов

Данный материал представляет собой краткий обзор ссылок по заявленной теме с комментариями, и не претендует на, во-первых, полноту раскрытия тематики, а во-вторых, на полную историчность (в особенности это касается раздела про костюмы), поскольку все приведенные материалы важны для нас прежде всего как помощь игрокам в подготовке к игре.

Времяпрепровождение

Каким может быть досуг жителей провинциального города? Да очень простым: ходить друг к другу в гости, сплетничать, обсуждать последние новости, перемывать косточки всем знакомым и незнакомым, и – играть в карты. В самых разных видах: на деньги и на интерес, в чисто мужские и чисто дамские игры, в игры новомодные и очень старые, высокоинтеллектуальные и простонародные, раскладывать пасьянсы и гадать. Без карт в то время невозможно было представить любые посиделки, будь то великосветский салон или кучка пьяниц в подворотне. В то время игра в карты была сильно подвержена моде, и арсенал наиболее популярных игр постоянно менялся. Многие из этих игр не дожили до наших дней, другие – напротив, известны и популярны до сих пор. Узнать их правила можно по ссылке http://azartgames.boom.ru/CardsGames/CardGames.htm. Особое внимание надо обратить на популярные тогда и одновременно более-менее удобные в полевых условиях игры, особенно на 31 и очко, правила которых наиболее легки для усвоения:


Литература

Читают в городе N единицы, в основном следуя отголоскам столичной моды (см. описание Ляпкина-Тяпкина, который “прочел 5 или 6 книг и от того несколько вольнодумен”). Основной и главный интерес для тех, кто читает хоть что-то – постепенно выходящая в тот момент в свет “История государства Российского” Карамзина.

На той же волне интереса к истории огромной популярностью пользуется роман Загоскина “Юрий Милославский, или русские в 1612 году”. Он вышел в 1829 году и стал настоящим бестселлером, его читали и обсуждали везде и всюду, даже в самой глубокой провинции (см. сцену из “Ревизора”, где Хлестаков хвалится, что “Юрия Милославского” написал именно он). О содержании романа вкратце можно узнать из рецензии Пушкина (http://www.bibliogid.ru/bookshelf/history/zagoskin-history).

Еще один повсеместно популярный тогда и ныне подзабытый поэт и писатель – Бестужев-Марлинский.

Стихи - Державина, Сумарокова, Жуковского, раннего Пушкина (в основном – “Руслана и Людмилу”). Первые главы “Евгения Онегина” уже лет 5 как напечатаны в питерских журналах, но здесь о них если кто и слышал, то только самые-самые продвинутые, и уж точно никто их не читал.

И ВСЕ. Больше о литературе в N не знают ничего. Театра в N нет, и того, что это такое, там никто не понимает, поэтому о драматургии (в т.ч. о давно ходившем в списках по России “Горе от ума” Грибоедова) здесь не знают ничего. Заграничных авторов знают только по переводам Жуковского и принимают их за его сочинения. О всяких “вольнодумных” стихах людей, близких к декабристскому кругу, они тоже слыхом не слыхивали. Вообще, практически ничего крамольного в городе N не видели и не читали, зато много слышали разных страшных баек о вольнодумцах, да и сами их понапридумывали (общий смысл которых сводится к совершенно стандартному “вольнодумцы – они на самом деле дьяволу поклоняются, и пьют кровь христианских младенцев” :) ).

У людей попроще (купечества да мещанства), да и у многих дворян старого склада есть только одна Книга, которую они читают (если вообще умеют читать). Само собой, это Библия. И естественно, любимые моменты оттуда, о которых с таким жаром и так красочно на каждой воскресной проповеди говорит местный поп, и которые являются любимой темой для разговора и обсуждения (см. Гроза) – это Страшный Суд, сравнение адских мук и райского блаженства и разнообразные библейские притчи.


Костюмы

Сразу стоит отметить, что низшие слои населения – крестьянство, ремесленники, обслуга – как ходили, так и ходят в стандартном народном костюме а-ля “Бурлаки на Волге” :-). То же касается и купечества, которое в принципе по своему менталитету недалеко ушло от простонародья, и одеваются они в то же, что и раньше, только как можно более расфуфыреннее и безвкуснее – чтобы богатство свое показать. Так что ниже речь пойдет о тех, кто одевался по-европейски, и для кого понятие “мода” вообще имело смысл, а именно, о дворянстве, чиновничестве и мещанстве.

(Общий каталог англоязычных ссылок по костюму начала 19 века – см. http://www.costumes.org/pages/regencylinks.htm).

Мужской костюм. Те, кто в свое время служил в армии, часто активно продолжали носить свой военный мундир (http://gorod.kaliostro.crimea.com/librari/rusmundirend/index.html), особенно его парадный вариант, и в обычной жизни. Костюм же гражданский был в то время очень прост: брюки, рубашка, жилетка, сюртук (как вариант, длиннополый пиджак) (см. http://www.historyinthemaking.org/catalog/gallery.htm). Найти где-то по дальним углам гардероба сюртук/пиджак - это проблема, для игры его, скорее всего, придется шить. Но без него, на самом деле, вполне можно обойтись, и тогда это будет летний вариант того же костюма (т.е. состоять он будет только из штанов, рубашки и жилетки), который легко доступен практически всем.

Женский костюм. Обычно это платье с сильно завышенной талией и пышными рукавами (см. http://www.costumes.org/pages/ackerman.htm). Такой фасон распространен для всех сословий, просто у светских дам материал побогаче, да всяких наворотов и аксессуаров побольше, да юбки на кринолине, у мещанок – материал поплоше, аксессуаров поменьше, да нижних юбок несколько штук, а у служанки какой-нибудь – платьице совсем простое, без наворотов, а под ним – одна нижняя рубашка.

В принципе, то, что в женском платье того времени было очень много всяких украшательств и навороченных аксессуаров, для игрового костюма воплотимо с трудом, поэтому если с костюмом возникнут какие-то проблемы, можно обратиться к чуть более позднему времени, когда в моду пришел романтизм, и там все стало минималистически просто: платья светлых тонов и без особых архитектурных излишеств для молодых, платья тонов потемнее - для женщин в возрасте (см. http://www.antique-fashion.com/Date_1copy.htm). По истории этого еще не было, но, думаю, на игре на это можно забить. Тогда же появляется и такой вариант, как раздельные юбка + кофта, уже практически современного старомодного вида, т.е. вещи, которые сможет найти в бабушкином гардеробе практически любая девушка.

В качестве “верхней одежды”, для тепла, женщины всех сословий повсеместно использовали разнообразные платки и шали. Обратите особое внимание на этот аксессуар, потому что уже один он способен сделать антуражным практически любое, даже совсем неисторичное, платье.

Продолжение, возможно, последует :)

новости  игры  кабинетки  творчество  костюмы  склад  о нас  ссылки  форумы  гостевая  фотоальбом  карта сайта

Каталог Ресурсов Интернет