|
И Г Р Ы
Миргород
Записки хохла в Малороссии
- У Гоголя герои по-русски разговаривали.
- Зато у него эпиграфы на украинском.
Из послеигрового разговора...Только через год после игры мне удалось связно выразить свои мысли.
Ранним утром первого сентября я сидел на улице Хавской в ЦРМ "Бриз" и целая компания отговаривала меня ехать на игру:
-- Зачем тебе эта игра? Ты чего не играл никогда что ли? Там холодно будет, а мы по городу походим, Москву тебе покажем, выпьем, наконец!
-- Вы не понимаете. Тут пол-Украины мечтает жить в Москве и гулять в столице на день города. И вдруг в подмосковном лесу русские собираются играть в Украину, да еще, небось, по-украински разговаривать. Для меня это не игра, это политическая акция какая-то. Я такое пропустить не могу.Я поехал на игру и не пожалел. Получил массу удовольствия. Новизна. Хорошие люди. Стиль игры, который разительно отличается от выпил-подрался-убили-выпил. Сбои в игре были минимальны. Во всяком случае, обошлось без скучающих игроков, поющих "Крематорий" под гитару. Недостатки были, но речь не о них.
Речь пойдет об Украине, украинском и духе Гоголя.
Одной из задач мастерской группы было воссоздать на игре атмосферу гоголевской Малороссии. Мастера считают, что получилось это у них с переменным успехом. Но лично для меня эта игра в точности воспроизвела картину не малой гоголевской родины, а малороссии как культурного явления.Немного истории. При Николае I усиление самодержавия сопровождалось всеобщей русификацией. В силу языкового и культурного сходства украинцы считались просто русскими, на некоторое время оторванных от империи, и приобредшими в результате этого досадного недоразумения некоторые особенности, от которых им надлежало скорее избавится. Мало-россами. Постепенно эта точка зрения завоевала и сердца украинской старшины. Престижно быть дворянином одной из самых крупных держав мира, и даже несколько стесняться своей малой родины на которой не совсем правильно говорят по русски. И даже быть более русскими чем сами русские. Типичная болезнь безгосударственных народов.
Такую вот "малороссийскую" ментальность усиленно критиковали впоследствии самые разные патриотически настроенные группы. На определенном этапе украинской истории слово "малоросс" считалось символом самоуничижения и приобрело отрицательный оттенок.
Новая украинская интеллегенция в свете идей романтизма начала поиски национальной самобытности, и сосредоточилась сначала на истории и фолькльоре, а затем и на языке и литературе.
Но в 179* году до этого было далеко. Это были последние годы уходящей в прошлое эпохи. Эпохи которая была впоследствии идеализирована и превратилась в полную очарования и колорита сказку. Такой она и досталась Гоголю."Вечера на хуторе..." в творчестве Гоголя разные исследователи оценивают по-разному."Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом "Диканьки" и "Миргороды"…" Это Набоков. Украинцы больше восхищаются, хотя и журят за русский язык. Но как бы там ни было, эти два сборника популярны и любимы. Игра в Черноголовке явилась ярким тому подтверждением.
Эта игра для меня явилась поиском национального и личного. И отражением характерных процессов идущих у меня на Родине.
Дело в том, что поиски украинскости с гоголевских времен проводились неоднократно. Это было всегда связано с очередным подъемом национального движения. Ну а построение независимого государства вызвало огромный всплеск эмоций вокруг все той же истории, фольклора, языка и литературы.
Украина с трудом оправляется от советской русификации. Делает она это медленно и неуверенно. Но мы шаг за шагом продвигаемся прочь от малороссии. Хочется верить что к светлому будущему. К семье вольной, новой так сказать. Но с привычным прошлым, пусть даже плохим, расставаться сложно.
Многие моменты этой игры произвели на меня большое впечатление именно потому, что совершенно несознательно повторялось в гротескном и гиперболизированном виде многое из того, что сейчас происходит на Украине. В этой игре я увидел от чего плохого мне надо избавиться и к чему хорошему стремиться.Все те казацкие и чумацкие истории, которые я рассказал на игре, вполне можно сравнить с этнографическими экспериментами первых украинских историков-любителей которые шли в народ и буквально в шинках и на базарах записывали народные байки. Не так давно мне попались несколько более поздних сборников народного рассказа. Примерно из таких вот баек составлены труды некоторых историков украинского казачества. Меня тихо радовала реакция окружающих. Многим Украинским деятелям культуры так же хотелось поверить в подобные романтические полу-сказки. Хуже всего, что в таком вот полуисторическом виде подобные рассказики наводнили расплодившиеся учебники украинской истории.
Отдельным моментом был язык. Это просто праздник. Прошу никого не обижаться, все старались великолепно. А учебник украинского в кабаке меня просто умилил. Но ситуация, когда с языком выкручивается, кто как может, мне до боли знакома. На восточной Украине в городах по-украински разговаривают мало, а многих официальных лиц украинизация застала врасплох. И в официальных выступлениях, интервью сплошь и рядом встречаются точно такие же дикие акценты, неологизмы и суржик (это смешанная русско-украинская речь, которая лично мне дико режет ухо). Разве что не окают. В общем, вы испытывали те же затруднения что и целая страна.
Показательным было также отношение к иностранцам. Сначала к ним относятся как к диковинке не сообразной ни с чем (не даром Гоголь сравнивал черта с немцем). Шутят, чуть ли не в лицо, громко удивляются тому, что они совершенно не похожи на нас ("Такэ малэ, а вжэ турок!"). Рассказывают про них совершеннейшие нелепицы, а потом надеются, что иностранцы спасут их от всех напастей. Так что слепое доверие к англичанке (она ведь преследовала собственные цели в борьбе с Гейл), тех людей, которые еще недавно рассказывали, что у всех шведок под юбкой хвост, один в один совпадает с тем, что я вижу у себя. В Харькове правда много китайцев, корейцев, негров и арабов, а вот в местах отдаленных от цивилизации появление, например чернокожего вызывает просто эйфорию. Сам наблюдал.
Недоверие к Комиссии не только как к собранию знатных и ученых людей, но и как к органу, который будет чего-то делать, было типично украинским (Тю, та нашо вона ота Кумизия?). Кроме природного обломизма присутствует еще и недоверие к ее эффективности. У нас в стране так относятся к Верховной Раде. С другой стороны сама идея объединиться в какой-то выборный орган с не совсем понятными целями и верой что уже само создание его решит все проблемы, украинцам очень близка. Есть множество исторических примеров.
Церковь и на игре не смогла помочь игрокам, и в современных проблемах помочь не может. Тоже не хватает священников, только семинаристы. Хорошо, хоть в игре не было конкурирующих православных церквей. Как у нас.
Самое смешное - это дефицит сала на игре. Это символично для современной Украины. Не хватает того, что считается украинским. В широком смысле этого слова. Да и просто "типично украинский" сувенир можно купить, пожалуй, только в Киеве.В параллелях этой игры с современной Украиной вампиресса Гейл и отношение к ней простых обывателей для меня занимает особое место.
Появление Гейл в гоголевской Украине достаточно фантастично. И еще более фантастична для старосветских помещиков и сорочинских обывателей сама мысль о том, что эту злодейку нужно попытаться понять. Люди в этом месте стали селиться не так уж давно. Прошло всего несколько поколений с тех времен, когда повсюду лилась кровь, татары угоняли в плен людей, лютовали поляки, а в ответ страшно мстили гайдамаки и колии. Жестокость громоздилась на жестокость и доброта с отзывчивостью каленым железом были выжжены из людских сердец. Национальность, вероисповедание, классовые различия и доходы возводили между людьми практически непреодолимые преграды.
От наших персонажей потребовали слишком многого. Понять и пожалеть чужого. Не удивительно что в людях пересилил вековой страх. У моего персонажа были порывы откровенно поговорить с Гейл. Она звала меня и даже обещала не съесть. Но после того как я еле унес ноги из кабака, внезапно обнаружив, что вокруг меня собралась сплошная нечисть, под руку разговаривал кот, а обращается ко мне бледное страшилище с окровавленным ртом, после такого ужаса, чертовщины, отчаянного бега через ночной лес я не мог не убежать. Страх затопил моего персонажа. Он не мог не только понять это исчадие ада, но и ответить хоть что-нибудь. Так что на предложение поговорить, вампирасса могла услышать только стук ног убегавших от нее в страхе. А то, чего человек боится, он обычно хочет уничтожить.
Это напоминает мне всю нашу страну. К нам пришло наше будущее от которого нельзя отвернуться и сделать вид что его нет на свете. И нужно решиться побороть свой страх и не возвращаться в прошлое.
Мы не сможем построить новое общество, пока не избавимся от страха перед чужим. От страха, от раболепия, слепого подчинения, слепого принятия на веру (или такого же неприятия), от желания уничтожить непонятное и потому опасное. У нас также ничего не получится если мы не научимся понимать. Чужих, своих, дальних, ближних, соседей… Пока не пересилим слепой страх перед незнакомым и не попытаемся понять. Пока не попытаемся пожалеть, посочувствовать, помочь. Простить.В этой игре как в зеркале мы все, сами того не желая, отразили очень многие проблемы моей страны. Проблема в какую сторону украинцам "идти в Европу" меня интересовала уже давно. Думаю, для себя я ответил на этот вопрос. Именно в комических, гротескных образах, я увидел и пережил то высокое к чему, наверное, и стремились и Гоголь и мастера.
Спасибо всем.
|
|
новости игры кабинетки творчество костюмы склад о нас ссылки форумы гостевая фотоальбом карта сайта |