на главную
новостиигрыкабинеткитворчествокостюмсклад Ролевые игры в ЧГ о насссылкифорумыгостеваяфотоальбомкарта сайта

И Г Р Ы

Dune: Spice Opera

Правила по экономике
Версия 1.2 от 21.08.03

        Экономика Арракиса обуславливается его природными условиями. На планете очень много спайса и очень мало воды. Так что именно эти два вещества и их экономический круговорот и есть то, составляет экономическое мышление любого жителя Дюны.


Спайс

Кто контролирует Дюну - тот контролирует спайс.
Кто контролирует спайс - тот контролирует галактику.

        Арракис, Дюна - жестокий безводный мир. На этой негостеприимной планете нет ничего, что привлекало бы сюда людей. Ничего - кроме спайса. Этого достаточно, чтобы планета стала ценнейшим леном во всей галактике. Меланжа, пряность, спайс. Как его ни назови, но без этой субстанции, пахнущей корицей, невозможны межзвезные перелеты, и это делает ее бесценной. Почти.
        Но на Дюне спайс не так уж и дорог. Потому что он - везде. Его запах чувствуется в воздухе постоянно. Пища жителей Дюны всегла приправлена спайсом, и их глаза становятся голубыми… Пока ты на Дюне, ты не забудешь о спайсе.
        В игре спайс будет моделироваться по-разному, в зависимости от ситуации.

Добыча спайса

        Добыча спайса – главное занятие жителей Дюны, помимо заботы о выживании. Огромные гусеничные комбайны, харвестеры, выходят в пустыню, чтобы отделить от песка эту драгоценную субстанцию.
        Добыча спайса на Дюне монополизирована Империей. КХОАМ, имперская торговая мопополия, вместе с Императором отдает избранному ими Великому Дому Арракис в ленное владение. Правящий на Арракисе Дом обладает правом монопольной добычи спайса (естественно, не за бесплатно). Эта монополия на практике реализуется следующим образом: все добытчики спайса получают от правящего Дома всю необходимую для этого технику (харвестеры, кэрриолы), используют ее по прямому назначению, после чего обязательно сдают весь добытый спайс работодателям - правящему Дому, взамен чего получают зарплату - долю добытого ими же спайса. Но всегда есть люди, готовые нарушить монополию ради собственной выгоды...
        Сырой спайс, смешанный с песком, будет моделироваться мелкой крупой определенного рода, рассыпанной по песку, и добыча его будет заключаться в отделении ее от песка.
        Добыча может быть как ручной, так и механизированной, с помощью харвестеров. У фрименов в добыче спайса есть свои особенности, но о них толком никто, кроме них самих, не знает.
        Ручная добыча заключается в, собственно, ручном разделении крупы и песка. Этот способ хотя и малоэффективен, но зато общедоступен. Использовать какие-то подручные средства (сита и пр.), кроме, разве что, лотков для просеивания, при ручной добыче спайса запрещается.
        Для промышленной добычи спайса используется харвестер.
        Харвестер представляет собой деревянную раму, размером не менее 0.5х1м, на которой закреплено сито для просеивания песка и емкость для добытого спайса спайса (помните, что сито должно быть с не слишком мелкими и не слишком крупными ячейками – чтобы отсеивать с его помощью песок и оставлять в нем «спайс-сырец». Также не забудьте, что для добычи спайса вам еще понадобится совок, лопата и т.п. для того, чтобы помещать смесь песка со «спайсом» в сито). Переносится харвестер не менее чем двумя людьми. Для добычи достаточно будет и одного человека, но в одиночку в пустыне работать возьмется не всякий. Подробнее о моделировании и функционировании харвестера – см. в правилах по технике.
        Харвестер, переносимый кэрриолом, считается летящим и, таким образом, неуязвимым для недистанционных средств поражения (в первую очередь, для червей).
        Чтобы добывать спайс, нужно вначале разведать его залежи. Этим занимаются опытные люди, «проспекторы», или «спайсоразведчики», которые по одним им известным приметам могут находить места, где вскоре будет выброс спайса. Нечего и говорить, что их услуги ценятся крайне высоко.
        Добытый тем или иным образом спайс может быть обменян у мастера в Гильдбанке на чеки Гильдбанка, т.е. фактически чипы спайса. Количество выданных чипов/чеков зависит, само собой, от веса добытого спайса, и чистоты его очистки.

Потребление спайса

        Спайс на Дюне, вольно или невольно, потребляют почти все, потому что им пропитана вся местная пища (соответственно, его не потребляют те, кто питается только инопланетной пищей, т.е. самые богатые слои населения). У того, кто потреблял спайс длительное время, развивается привыкание, и он не может более жить без спайса, и таким образом, зачастую оказывается привязанным к Дюне (подробнее об этом – см. в правилах по ядам и наркотикам). С другой стороны, регулярное потребление спайса продлевает жизнь, и поэтому ценность его для любого жителя империи неоспорима. Известно также, что спайс обладает возможностями расширения сознания, но что это за возможности – знают только те, кто знают.

        Непромышленные количества спайса, добавляемые в пищу и вдыхаемые вместе с воздухом, моделируются просто молотой корицей. Такой отыгрыш спайса нужен в основном для создания атмосферы игры, а также при употреблении спайса в ритуальных целях (в основном, фрименами и БГ). Никаких ограничений на потребление такого «спайса» на игре не будет. Будет только одно условие: корицу необходимо добавлять в пищу и напитки. Подчеркнем, что корица – это всего лишь элемент отыгрыша, и она находится вне экономики, т.е. ее нельзя обменивать на чеки Гильдбанка, и наоборот; также никто вам не поменяет ее на добытый спайс-сырец. Зато она может свободно храниться и использоваться абсолютно всеми. Так что – привозите на игру побольше корицы :)).

Торговля спайсом

        Промышленные количества спайса используются, как правило, во внутренних и внешних торговых расчетах. Причины этого очень просты: спайс – это единственное достояние Дюны. Контрабандисты и прочие «сомнительные элементы» заключают сделки, расплачиваясь сырым спайсом, в то время как более добропорядочные граждане используют чеки Гильдбанка, обеспеченные все тем же спайсом, принятым ранее Гильдбанком у добытчиков, а также собственными запасами спайса Гильдии. Фактически, эти чеки и есть местные деньги. Имперские деньги (солярии), хотя и принимаются Гильдбанком, все же широкого хождения на Арракисе не имеют. Именно на эти чеки можно покупать воду у местных водоторговцев, оружие и технику у здешнего представительства КХОАМ и местных мелких торговцев, и прочая, и прочая, и прочая.
        Поскольку контроль за внешней торговлей и вывозом с Арракиса спайса осуществляет КХОАМ, управляемая Великими Домами и Императором, то любые поставки спайса за пределы планеты обязаны идти через КХОАМ как посредника.
        Вне Дюны основной потребитель спайса – Гильдия Космогации, имперский монополист космических перевозок. Гильдии спайс жизненно необходим для осуществления космических перелетов, но методы и принципы его использования остаются для большинства загадкой. Формально покупать спайс даже Гильдия может только через КХОАМ, но помимо обычных закупок Гильдия на совершенно легальных основаниях получает определенный (весьма большой) процент от любых поставок спайса (т.е. транспортировка спайса оплачивается самим спайсом). Поскольку Гильдия обладает самыми обширными запасами спайса в Империи, именно их Гильдбанк считается самым надежным, и именно поэтому спайсовые чеки Гильбанка получили такое распространение на Арракисе, да и за его пределами. Важно: представитель Гильдбанка, отвечающий за конвертацию спайса в чеки и наоборот – мастерский персонаж (его играет мастер по экономике).
        Великий Дом, контролирующий Арракис, обязан отсылать Императору определенную часть спайса за право добычи. Весьма существенно, что это – не стационарный процент от добычи, а количественная квота, которая к тому же может изменяться. На игре это будет моделироваться следующим образом: представители Дома регулярно, раз в экономический цикл, сдают в представительство КХОАМ требуемое императором количество сырого спайса / чеков Гильдбанка. И уже это представительство, подконтрольное Императору и остальным Великим Домам, переправляет данный спайс Гильдии для его вывоза с Арракиса (фактически – сдают чипобол мастеру по экономике:) ). После этого Император присылает в представительство КХОАМ квоту на следующий экономический цикл, и КХОАМ сообщает ее правящему Великому Дому.
        Оставшийся после сдачи императорской квоты спайс правящий Великий Дом волен использовать по собственному усмотрению, что по сути означает его продажу через КХОАМ на внешнем рынке, либо его обмен внутри планеты за товары и услуги.

Вода

Удивительный вопрос -"почему я - водовоз?"
Потому что без воды и ни туды и ни сюды.

        Для одних жителей Дюны (тех, кто обитает в городах и поселениях в грабенах) вода – это жизненно необходимый, дорогой, но – распространенный товар, который, имея достаточное количество денег, вполне реально купить. Для других – для фрименов – это главная ценность, носящая чуть ли не сакральный характер. Но о водяных обычаях фрименов обычным людям неизвестно практически ничего, поэтому в этих, общих правилах, будет изложен только взгляд на воду как товар.
        Итак, вода на Дюне - в массе своей привозная (как с других планет, так и с полярных шапок самой планеты). Такая технология, как ветряные ловушки, известна, но малоэффективна (на ее основе всем игрокам в городах и грабенах мастерами-посредниками будет каждый цикл выдаваться некая минимальная норма воды). Воду с полюсов в заселенные области возят местные водоторговцы (им мастерами будет выдаваться дополнительная небольшая доля воды, которой они смогут распоряжаться, как хотят).
        Львиная доля потребления воды, тем не менее, все равно обеспечивается завозом ее с других планет. По логике мира ее, как и все прочие товары, должен завозить исключительно КХОАМ на транспорте Гильдии, но, поскольку этот ресурс важен по жизни, тут мы эту логику нарушим мира и устраним лишнего посредника, КХОАМ, из цепочки. Итак, будем считать, что воду на Арракис завозит Гильдия. Какое-то количество воды Гильдия оставляет для своего внутреннего использования, какое-то – продает по заниженным ценам правящему здесь Дому. Остальное продается по оптовым ценам местным торговцам водой (заправляет водоторговой сетью местный магнат, Лингар Беут), и уже у них покупается населением за местные деньги - спайсовые чеки Гильдбанка.
        У части блааародных господ на начало игры будет свой личный небольшой запас воды.
        Городским жителям победнее, тем, кому не хватает денег на покупку достаточного количества воды, придется заниматься сбором росы. Сбор росы... о ужас :), отыгрывается пожизненным сбором росы (и прочей влажности, оставшейся на местной растительности, например, после дождя) в какую-либо малую емкость; в обмен на собранную росу мастер-посредник либо мастер по экономике выдает пропорциональное собранному тяжким трудом количеству росы некое существенно большее количество обычной пожизненной воды.
        У мастера-посредника всегда будет определенное количество запасной воды на непредвиденные пожизненные расходы. Оттуда же, из этих запасов, посредником будет выдаваться вода для целей личной гигиены и мытья посуды (надеемся на вашу честность и на то, что эту воду вы будете использовать только по прямому назначению, а ее остатки будете возвращать мастеру).
        Пользование прочими пожизненными источниками воды (водой из ближайшего поселка, собственными незадокументированными нычками, водой из ручейков, текущих по полигону) запрещено, и будет наказываться как нарушение правил. Наказание - обычно игровыми методами (санкции от игровых властей за контрабанду и воровство воды из хранилищ Гильдии), а в особо злостных случаях и пожизненными методами (отправка в мертвятник из-за «смертельного отравления плохой водой»).

Деньги, доходы и торговля

        Как уже неоднократно было сказано выше, в качестве денежной единицы на Арракисе фигурируют чеки Гильдбанка, обеспеченные спайсом из его запасов (см. выше, в параграфе «Торговля спайсом»). На них можно купить на этой планете практически все, что угодно. Для простоты расчетов, и чтобы не плодить без надобности лишние сущности, имперские денежные единицы, солярии, на игре хождения иметь не будут (разве что в каких-то документах, просто как цифры), а все денежные состояния инопланетчиков будут пересчитываться в спайсовые чеки Гильдбанка по жестко зафиксированному мастерами курсу. Конкретные масштабы этого курса и вообще цен будут объявлены позже.

        Откуда у людей берутся деньги?
        Казалось бы, глупый вопрос. Но тут, видимо, это стоит разъяснить поподробнее, чтобы все знали, на что им рассчитывать.
        У представителей Великих Домов есть свои достаточно большие запасы денег, как в наличной форме, так и, вероятно, в виде счетов в Гильдбанке. Конкретно Атридесы как Великий Дом зарабатывают здесь деньги на добыче спайса (какая-то доля добытого под их покровительством спайса остается им самим). Прочие здешние представители Великих Домов денег здесь не зарабатывают, а только тратят :).
        Кроме того, Правящий на Дюне Великий Дом имеет право собирать фай - фиксированный водный налог. Его выплачивают все подданные Правящего Дома 1 раз в цикл, в денежной форме или водой.
        Местная знать – Малые Дома – как правило, вся занимается торговлей. Соответственно, они зарабатывают деньги, перепродавая товары, заказанные у КХОАМ либо Гильдии, на местном рынке.
        Чиновники в местных представительствах Империи, КХОАМ, Гильдии – раз в экономический цикл получают зарплату из бюджета своих работодателей.
        Спайсодобытчики получают деньги, обменяв полагающуюся им в качестве зарплаты долю добытого ими спайса на спайсовые чеки в Гильдбанке.
        Те, кто работают на Атридесов – получают от них полное содержание и скромную зарплату на личные нужды.
        Прочие жители Арракиса – выкручиваются, как могут.

        Теперь – еще более насущный вопрос: как деньги можно потратить?
        Поставками всех товаров (кроме воды, о которой сказано выше) на Арракис занимается КХОАМ. Через КХОАМ можно заказать что угодно: оружие, защитные приспособления, технику для добычи спайса (хотя, вообще-то, легально КХОАМ продает ее только Великом Дому, ответственному за добычу), наркотики, лекарства, «батарейки» (энерготопливо для энергощитов и ядоискателей), комплекты запчастей для техники... Да почти все, что в голову придет – из того, что легально можно продавать и покупать. Но цены на весь ассортимент достаточно высоки: недаром КХОАМ – монополия...
        Механизм приобретения прост: покупатель делает в местном представительстве КХОАМ заказ, который переправляется в Гильдию, которая в свою очередь через некоторое время доставляет необходимый товар (регулярные рейсы кораблей Гильдии – 2 раза в цикл по расписанию).
        Местные торговцы могут закупать у КХОАМ товары оптовыми партиями и потом перепродавать их.
        Великие Дома, обладающие портфелями в директорате КХОАМ, имеют право на закупку товаров по сниженным ценам.
        Ну а если вас не устраивают цены либо ассортимент товаров, предлагаемых КХОАМ – ищите где-нибудь в других местах… Кто ищет – тот всегда найдет ;-)


        Правила по экономике разработаны Ростиком и Регалом.

новости  игры  кабинетки  творчество  костюмы  склад  о нас  ссылки  форумы  гостевая  фотоальбом  карта сайта

Каталог Ресурсов Интернет